Дела налаживаются! Как господдержка помогает крафтовому сегменту восстановиться после простоя

В понедельник, 27 июля, при ГБУ «Малый бизнес Москвы» запустили курсы по антикризисному менеджменту для женщин. Слушательницы узнают, как выстроить работу предприятия. В условиях пандемии антикризисное управление стало одним из главных навыков, особенно для крафтовых микропроизводств с небольшими оборотами. Корреспондент «ВМ» узнала, что происходит в отрасли сейчас и как бизнесмены планируют выходить из непростой экономической ситуации. Депутаты Государственной думы России внесли предложение обязать небольшие компании по производству алкогольных напитков ставить счетчики для учета производимой ими продукции. Общественная организация «Опора России» выступила против этой инициативы. — Мы всегда боролись за права малого и среднего бизнеса, и эта ситуация — не исключение. Мы однозначно против этого нововведения, потому что установка счетчиков — во-первых, огромный финансовый удар по малому бизнесу, а во-вторых, это, на мой взгляд, совершенно бесполезная мера, — прокомментировал Алексей Небольсин, член президиума Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «Опора России». По его словам, установка счетчика только для одного вида напитка обойдется владельцам крафтовых пивоварен примерно в 400 тысяч рублей. Это и так большие деньги для маленькой компании, а после простоя производства из-за пандемии — совершенно неподъемная сумма. А бесполезна эта мера, по словам Алексея Небольсина, потому что сегодня существуют более эффективные системы для учета алкогольной продукции, произведенной в небольших количествах крафтовыми пивоварнями. — Депутаты и представители крупных компаний утверждают, что установка счетчиков необходима, потому что правила должны быть одинаковы для всех игроков рынка. Но они не учитывают того, что у крупных и маленьких предприятий разные ресурсы. Что хорошо для одного, может убить второго. Мы будем добиваться, чтобы решение пересмотрели, — добавил Алексей Небольсин. Вопрос о полной отмене счетчиков для пивоваров обсуждался на заседании профильной рабочей группы. Голоса участников разделились поровну. Установку счетчиков поддержали производители крепкого алкоголя и транснациональные пивоваренные компании. Дело в том, что эти организации уже инвестировали в дорогостоящее оборудование. Алексей Небольсин добавил, что неоднозначность результатов голосования говорит о необходимости дополнительно проработать данный вопрос с учетом возможностей малого бизнеса и вынести адекватное, обдуманное решение. Не надо печалиться Не лучшие времена переживают и другие представители крафтового бизнеса Москвы: кофейни, пекарни, сыроварни, кондитерские... В сложной финансовой ситуации оказалась и Анна Елисеева, у которой из-за пандемии «встал» бизнес по производству натурального мыла. — Нам, конечно, было легче, чем, например, ресторанам. Но тем не менее продажи натурального мыла во время режима самоизоляции упали до минимума. Раньше мы реализовывали примерно пять килограммов продукции в месяц. Учитывая, что один кусочек весит около 100 граммов, это довольно неплохие показатели для нашего маленького дела. А в апреле продажи рухнули почти до нуля. Конечно, нам повезло, что наше производство не крупное и не требует профессионального оборудования. Тем не менее мы остались без средств к существованию. Сейчас надеемся на лучшее, ждем, когда ситуация изменится и наши клиенты вернутся к нам, — рассказала Анна Елисеева. С трудностями столкнулись и владельцы малого бизнеса, работающие в других отраслях. — Предприниматели впервые столкнулись с такой ситуацией и не были готовы к подобному развитию событий. Крафтовые кафе и бары очень сильно пострадали от коронавируса. Многие заведения общепита не открылись после карантина, еще часть перестанет существовать в ближайшие месяцы. Сейчас нужно поддержать крафтовый бизнес. Но наиболее больная тема сегодня — многие арендодатели не пошли на уступки предпринимателям и не снизили ставку даже на момент вынужденного закрытия ресторанов, — рассказала Мария Ольшанская, член Московского регионального отделения Общероссийской общественной организации «Деловая Россия». Тем не менее ситуацию нельзя назвать плачевной. Если в апреле оборот малого и среднего бизнеса в Москве упал аж на 79 процентов по сравнению с тем же периодом 2019 года, то к началу лета ситуация стабилизировалась. По словам заместителя мэра Москвы по вопросам экономической политики и имущественно-земельных отношений Владимира Ефимова, в июне общий оборот торговых и сервисных предприятий города вырос на 4,2 процента. Эта тенденция продолжается и сейчас. — Меры поддержки бизнеса и поэтапное снятие ограничений позволили предпринимателям достаточно быстро вернуться к работе, выполнив все требования по обеспечению безопасности для своих сотрудников и клиентов, — сказал Владимир Ефимов. О том, что крафтовый бизнес постепенно начал оправляться от шока, вызванного пандемией, свидетельствует и опрос предпринимателей для расчета индекса RSBI (индекс деловой активности малого и среднего бизнеса России. — «ВМ»), который проводили представители «Опоры России» совместно с партнерами. Согласно результатам исследования в июне впервые за три месяца после введения режима самоизоляции доля компаний, заявляющих о сокращениях штата, снизилась вдвое, с 37 до 18 процентов. Чтобы помочь крафтовому бизнесу в Москве, власти предприняли ряд мер. Они создали четыре антикризисных пакета общей суммой 85 миллиардов рублей. Среди других мер поддержки — арендные каникулы и отсрочки, налоговые послабления, субсидии и стабилизационные кредиты. О положительных тенденциях высказалась и заместитель министра экономического развития Татьяна Илюшникова. Она заявила об отсутствии значительного роста числа закрывающихся предприятий по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Вместе с тем Татьяна Илюшникова отметила, что количество вновь создаваемых предприятий значительно уменьшилось. — В мае 2019 года было зарегистрировано около 72 тысяч новых компаний, а в мае 2020 года — всего порядка 39 тысяч, — сказала Татьяна Илюшникова. Что будет дальше? По данным опроса предпринимателей малого бизнеса для расчета индекса RSBI, прогнозы на будущее оптимистичны. Исследование показало, что доля предприятий, планирующих сокращение штата, упала почти втрое, с 21 до 8 процентов. К тому же в июне уменьшилось число предприятий, владельцы которых думали о сокращении бизнеса. А доля тех, кто не планирует изменений на предприятиях, наоборот, выросла с 58 до 66 процентов. Кроме того, пять процентов предприятий отметили рост выручки впервые за последние три месяца, а число компаний, которые заметили снижение финансовых показателей, немного сократилось, с 76 до 72 процентов. — Вернуть крафтовый бизнес на прежний уровень будет сложной задачей, но мне кажется, что он сможет полностью восстановиться примерно через полгода. Чтобы дела пошли в гору, нужно, чтобы восстановился уровень дохода людей, и должен исчезнуть страх живого общения, который возник из-за боязни заразиться коронавирусом. Сейчас предпринимателям надо придумывать новые фишки, которыми можно привлечь клиентов, а также совершенствовать продукт, — сказала Мария Ольшанская. Она добавила, что первые две недели после снятия ограничений были для некоторых сегментов крафтового бизнеса, например для ресторанов, очень успешными. Люди устали сидеть дома, они гуляли, встречались в кафе с друзьями и близкими. Но это был ожидаемый временный всплеск. — Сейчас мы снова оказались в начале пути. В любом случае быстрая реакция, но не спешка, работа в команде, знание своего клиента, использование многих каналов коммуникации для продвижения своего продукта помогут крафтовому бизнесу встать на ноги, — добавила Мария Ольшанская. КОММЕНТАРИИ ЭКСПЕРТОВ Максим Марков, доцент кафедры «Финансовые рынки» Российского экономического университета имени Георгия Плеханова — Один из способов для крафтового бизнеса выйти из кризиса — договариваться с арендодателями. Здесь нужно понимать, что сегодня все оказались в непростой финансовой ситуации, но, я думаю, сейчас не стоит паниковать. Наоборот, нужно играть на будущее. Конечно, владельцы помещений сейчас могут выгнать малый бизнес, которому просто нечем платить за аренду. Но что мы получим в итоге? При таком раскладе арендодатели просто-напросто перестанут получать свой доход, а предприятие, которое останется без помещения, вероятнее всего, закроется в ближайшее время. Кроме того, найти новых клиентов арендодателям сейчас будет крайне сложно. Но если все-таки договориться об отсрочках или полном освобождении от платежей за аренду и пойти навстречу малому бизнесу, в конечном счете в выигрыше будут все: и малый бизнес за это время сможет встать на ноги, нарастить обороты и восстановиться, и у арендодателей через некоторое время возобновится стабильный доход и останутся благодарные и добросовестные съемщики. Сергей Жорин, юрист: — Все мы понимаем, что крафтовый бизнес оказался в тяжелой ситуации из-за пандемии коронавируса. На мой взгляд, сейчас нужно больше помогать таким предприятиям финансово. Несмотря на то, что государство уже выплатило предпринимателям субсидии, я думаю, стоит предпринять дополнительные меры поддержки. Мне кажется, на это стоит выделить еще деньги. Ведь малые крафтовые предприятия — это значимая часть рынка, и они вносят огромный вклад в экономику. Как юрист могу сказать, что владельцы крафтового бизнеса могут не ждать, пока им выплатят субсидии, а пойти в правительство Москвы и обратиться за необходимой финансовой помощью. Возможно, выплаты они получат спустя какое-то время, но, вероятно, добьются каких-то льгот и послаблений, которые в конечном счете помогут пережить тяжелые времена и положат начало восстановлению бизнеса. Владимир Шишкин, исполнительный директор гильдии предприятий торговли и услуг московской торгово-промышленной палаты: — Сейчас у малого бизнеса не только упали обороты, но и значительно снизился спрос на разного рода товары и услуги. Нужно дождаться того момента, когда экономика вернется в нормальное русло, у людей стабилизируется доход. Тогда и у представителей малого бизнеса дела сразу пойдут на лад. Но есть еще один способ выйти из кризиса. Городские власти предприняли ряд мер для поддержки бизнеса, одна из них — снижение стоимости прямой аренды некоторых помещений. В таком случае и арендодатели смогут снизить цены, а малый бизнес, пусть ненадолго, станет немного свободнее себя чувствовать в непростой экономической обстановке. Но я понимаю, что для согласования изменения условий договора нужно много времени. Понятно, что такие меры полностью не восстановят предприятия малого бизнеса, но это будет небольшая посильная помощь. Стоит рассмотреть данный вопрос и попробовать реализовать эту идею на практике. Елена Сибирская, доктор экономических наук, профессор, главный научный сотрудник ситуационного центра социально-экономического развития регионов РФ: — За последние несколько месяцев мир сильно изменился, и представители бизнеса должны принять этот факт. Другими стали правила ведения бизнеса, рынок труда и позиция государства по отношению к игрокам. К сожалению, в сложившейся ситуации многие виды экономической деятельности сильно потеряли свои позиции по показателям эффективности. Реальную картину того, что произошло с малым и средним бизнесом, мы сможем увидеть лишь в первом квартале 2021 года, когда выйдут официальные статистические данные, благодаря которым станет понятно, насколько сильно пандемия ударила по маленьким компаниям. По оперативным статистическим данным мы видим изменчивость и неустойчивость практически по всем показателям. Бизнес еще долго будет помнить 2020 год, так как экономические шоки продолжат так или иначе влиять на все компании. Пока сложно говорить о том, наступит ли вторая волна кризиса. Скорее всего, нет. Но тем не менее нерешенных проблем и неприятных последствий пандемии остается много. И с этим надо что-то делать. КАК У НИХ ■ Американский сенат для помощи малым предпринимателям выделил 350 миллиардов долларов во время кризиса. ■ В Дании компаниям разрешили сократить рабочее время сотрудников. Кроме того, для частных фирм готовы выделить 70 процентов новых кредитов в банках. ■ В Австрии создан Чрезвычайный фонд в размере 15 миллиардов евро. Представители малого бизнеса смогут получить займы и гранты. ■ В Китае власти призвали ускорить процесс цифровизации бизнеса. Компании переводят на электронные платформы, а часть задач переложат с сотрудников на компьютерные программы. ТОЛЬКО ЦИФРЫ По данным мэрии Москвы, оборот торговых и сервисных предприятий в столице во вторую неделю июня увеличился до 24,5 миллиарда рублей, что составляет 98 процентов от уровня деловой активности до введения режима самоизоляции. В сфере бытовых услуг оборот увеличился в два раза по сравнению с первой неделей июня, в области авиа- и автоперевозок — в 1,9 раза, а посещаемость торговых центров выросла более чем в два раза. По данным министра экономического развития Максима Решетникова, после отмены части ограничений с 12 мая деловая активность в стране уже достигла 79 процентов от докризисного уровня. Читайте также: Специальные подкасты разработали для столичных предпринимателей

Дела налаживаются! Как господдержка помогает крафтовому сегменту восстановиться после простоя
© Вечерняя Москва