Всемирная война рейтингов
Остались ли причины у российских компаний сотрудничать с международными рейтинговыми агентствами (РА)? Какова сегодня ситуация с выходом российских РА на внешние рынки? Да и в целом, зачем нужны рейтинги? Лучше самих представителей агентств на эти вопросы никто не ответит. Надышался я пылью заморских дорог Ведущее китайское рейтинговое агентство International Credit Rating Co (CCXI) присвоило Газпромбанку долгосрочный кредитный рейтинг на уровне «ААА» по национальной шкале. Прогноз «стабильный» — то есть китайская сторона обещает, что Газпромбанк сохранит текущий уровень кредитоспособности по меньшей мере на горизонте в год-полтора. С другой стороны, и четверка российских рейтинговых агентств, аккредитованных Банком России, с интересом присматривается к заграничным эмитентам. Так, АКРА открыло в минувшем году филиал в Астане. И к сегодняшнему дню успело присвоить рейтинг двум казахстанским эмитентам, а также суверенный рейтинг Республике Казахстан. Кроме того, в июне была утверждена методология присвоения кредитных рейтингов нефинансовым компаниям по международной шкале. Теперь, заверяют в компании, перед АКРА открываются перспективные рынки, включая страны ЕАЭС, другие страны ближнего зарубежья, а также страны БРИКС. Наконец, в агентстве сообщают, что АКРА присваивает кредитные рейтинги наднациональным институтам развития: Евразийский банк развития, Новый банк развития — банк БРИКС, Межгосударственный банк, Международный банк экономического сотрудничества, Международный инвестиционный банк… «Мы уже осуществляем рейтингование клиентов из Беларуси и Казахстана. Например, компаний “Евроторг” и “КТЖ”», — в свою очередь констатирует ведущий методолог агентства «Эксперт РА» Антон Прокудин. Впрочем, старший управляющий директор НКР («Национальные Кредитные Рейтинги») Александр Проклов не считает текущие достижения чем-то особенным. «Есть единичные случаи рейтингуемых российскими агентствами рублевых эмиссий со стороны, например компаний Казахстана, но в любом случае речь идет о заходе иностранных организаций на российский рублевый рынок, а не наоборот», — говорит он. Да вот только узнает ли Родина-мать? Борьба российских регуляторов несколько лет назад с засильем международных рейтинговых агентств официально объяснялась несправедливостью, при которой варяги «не имеют права присваивать компаниям рейтинги выше, чем суверенный рейтинг страны их регистрации». Для справки, например, 17 июля Международное рейтинговое агентство S&P утвердило долгосрочный рейтинг России по обязательствам в иностранной валюте на уровне BBB- (нижняя ступень инвестиционного уровня), а в национальной валюте — на уровне BBB. Есть и неофициальная версия — в свете санкционного конфликта Россия изобрела очередной «Наш ответ Чемберлену». Итак, существуют Международная рейтинговая шкала и Национальная рейтинговая шкала. «Хотя международные РА находятся вне рынка рейтингов по национальной шкале и вне российского регулирования, они продолжают достаточно активно работать с российскими компаниями и банками, которые осуществляют заимствования в иностранной валюте, — поясняет Александр Проклов. — Круг таких компаний в последние годы фактически не расширяется, но тем не менее все три ведущие международные РА имеют офисы в Москве». Ведущий методолог агентства «Эксперт РА» Антон Прокудин добавляет, что рейтинги международный рейтинговых агентств нужны в основном крупным экспортерам. «Для заимствований в России формально им не нужны международные рейтинги, но наличие приличного международного рейтинга может быть позитивно оценено российским рейтинговым агентством при присвоении рейтинга по национальной шкале», — также подсказывает он. У каждого мгновенья свой резон, своя отметина Теперь о наших, отечественных рейтингах. Антон Прокудин поясняет, что шкала сейчас одинаковая у всех четырех аккредитованных ЦБ агентств, но методологии имеют различия. Поэтому рейтинги одной компании от разных агентств могут отличаться. «Структура методологий у большинства рейтинговых агентств похожа, однако наполнение отдельных пунктов часто отличается, поэтому оценка по этим пунктам также может отличаться, что ведет к небольшим различиям в рейтинге. Лишь в редких случаях рейтинги могут отличаться существенно», — заверяет эксперт. В то же время директор методологической группы АКРА Сергей Кутенко считает, что методологии рейтинговых агентств могут значительно различаться по используемым подходам даже в рамках одной отрасли. «Отдельных требований к сопоставимости рейтинговых шкал различных агентств не существует. Рейтинговые шкалы различных агентств некорректно сопоставлять между собой семантически. То есть отождествлять кредитное качество, ассоциированное с уровнем рейтинга АА, от двух разных агентств даже в рамках одного типа шкал или одной отрасли, — подсказывает специалист. — Но наиболее остро различия шкал могут проявляться на спекулятивных уровнях рейтингов. От категории BB и ниже». Мгновенья раздают кому позор, а кому — бессмертие Целесообразность эмитенту иметь рейтинг заключается в следующем. Как поясняет Александр Проклов, рейтинг оказывает влияние на стоимость и ликвидность ценных бумаг. «В сущности, поскольку инвестор, глядя на рейтинг, понимает вероятность дефолта данного эмитента или финансового инструмента, он может запросить более высокую доходность для компенсации риска», — говорит он. «От уровня рейтинга зависит, какой уровень резервирования будет у банков-кредиторов по кредитам, выданным компаниям, а также какие лица могут их приобрести», — добавляет Антон Прокудин. Например, уровень не ниже ruA+ требуется для включения в ломбардный список, что привлекает к покупке облигаций банки. Рейтинг не ниже ruBBB+ или ruA- нужен компаниям, чтобы привлечь собственные средства профессиональных участников рынка ценных бумаг, средства инвестиционных фондов и НПФов. «Таким образом, рейтинги из категорий А и выше открывают доступ к значительной части средств финансовой системы, что позволяет снизить процентную ставку по обязательствам, — учит эксперт. — Ну и косвенно высокий рейтинг приведет к более высокой ликвидности облигаций, так как ими будут активно торговать финансовые учреждения». Неудивительно, что у эмитентов время от времени возникает соблазн заказать несколько рейтингов и потом пиарить самый привлекательный. «Да, практика получения нескольких рейтингов встречается относительно часто», — соглашается Александр Проклов. Автор: Игорь Чубаха