Войти в почту

Быть или не быть в офисе? Плюсы и минусы удаленки, о которых важно знать

Формат удаленной работы многим компаниям пришелся по вкусу. В самом деле: уход на удаленку позволяет существенно сэкономить на аренде помещений, да и сотрудники довольны – больше не надо так рано вставать, торчать в пробках и толкаться в переполненном метро (не говоря уж о риске подцепить злосчастный коронавирус). Новому тренду последовал ряд российских ритейлеров. Так, X5 Retail Group (сети супермаркетов «Пятерочка», «Перекресток», «Карусель») планирует перевести порядка 60% своих сотрудников на полностью удаленный или комбинированный режим работы. 46% из них смогут работать из дома до трех дней в неделю, а в остальные дни приезжать в офис. Руководство компании заявило, что это позволит сократить расходы на аренду за счет отказа от части площадей. Подобную практику начали применять и другие розничные компании, например «Leroy Merlin» (там с начала пандемии на удаленную работу были переведены 98% сотрудников центрального офиса компании) и «М.Видео-Эльдорадо». Плюсы такого формата пока очевидны, но есть и минусы, о которых многие, возможно, пока не догадываются. Как переход на удаленку изменит мир, что будет с рынком вакансий и кто уже никогда не сможет адаптироваться к работе из дома, выяснил корреспондент «МИР 24». 50% людей не могут себя представить без «посиделок» Выпускающий редактор журнала «Банки Сегодня», эксперт по банковским продуктам Артем Мацун, как и многие его коллеги, обеими руками за работу вне офиса. Главный положительный фактор удаленки – это, конечно же, экономия на аренде, считает он. «Конечно, перевод сотрудников на удаленку позволяет экономить. Один мой клиент (крупный интернет-магазин игрушек) перевел свой колл-центр на удаленку (да, именно колл-центр) плюс всех программистов, бухгалтеров и маркетологов. Это снизило затраты на коммуналку (экономия порядка 10%), на обслуживание офиса (чаи, кофе, продукты, канцелярия – порядка 30%). Плюс была возможность уменьшить сам офис на 30-40%, но было принято решение использовать [пространство] под дополнительный склад. Но, как вариант, можно было арендовать что-то меньше и экономить на этом», – говорит Мацун. При этом он признает: привыкнуть к новым условиям смогут не все. «У кого-то дети, домашние животные, которые мешают общаться с клиентами. Кто-то просто-напросто не смог адаптироваться – не было нормального интернета, мощного компьютера, связи и прочее. Кто-то просто заскучал по офису и коллективу. Из 32 сотрудников решили вернуться 11, – рассказывает Артем. – Процентов 40-50% людей вообще не могут себя представить без привычных «посиделок» за чашечкой чая или кофе в офисе. Многие уже через 2-3 месяца начинают скучать по офису. Тут все просто: если не можешь работать удаленно – не работай, ищи себе вакансию в офисе. В противном случае пострадаешь ты сам и твой работодатель». Несмотря на это, в целом массовый переход на удаленку положительно повлияет на ситуацию с безработицей, считает Мацун. «Вот пример. При оффлайн-работе в городе доступно 5-10 вакансий. Если же расширить поиск на всю Россию, таких вакансий будет уже 250-300. Разумеется, чем больше вакансий, тем больше шансов найти работу. Ведь удаленка позволяет работать где угодно, откуда угодно. Конечно, программисты, маркетологи, HR, бухгалтерия – это те, кого можно отправить на удаленку в первую очередь. Но также удаленно работать могут операторы колл-центра, закупщики и прочие. Правда, в этом случае потребуется больше внимания уделить техническим аспектам организации удаленных рабочих мест таких сотрудников», – сказал Мацун. А вот так называемый гибридный режим работы с частичным посещением офиса по желанию он назвал малоперспективным. «Возможность посещать офис 1-2 раза в неделю накладывает ограничение на место проживания сотрудника. Он должен жить опять-таки недалеко от работы. В свою очередь, стопроцентная удаленка снимает любые ограничения по ГЕО. Так что в данном случае частичная удаленка – полумера, которая может не окупиться», – считает редактор. Офисы больше не нужны Удаленная работа доказала свою эффективность, и похоже, что большинству компаний вовсе не нужны офисы. К такому выводу пришел основатель Qmarketing Academy Роман Кумар Виас. «Офисы нужны были тогда, когда сотрудники не могли быстро дистанционно коммуницировать между собой. Сейчас технологический стек из инструментов для коллаборативной работы, корпоративных мессенджеров и платформы для постановки задач позволяет очень быстро организовать дистанционную работу из любой точки мира и еще измерять занятость людей», – считает Виас. Как и Мацун, он предлагает переводить на удаленную работу прежде всего специалистов IT-сферы, дизайнеров, маркетологов, бэк-офис, который не работает с бумагой, колл-центр и службу поддержки. Возможно, людям старше 50 лет будет сложней, так как «некоторые мобильные интерфейсы могут быть для них не совсем понятны», но все-таки большинство сотрудников, скорее всего, останутся довольны новым форматом работы, прогнозирует предприниматель. Работодатели же будут стараться извлечь максимум выгоды из удаленки. «Можно арендовать меньшее количество часов [работы] некоторых сотрудников, и за счет этого расходы компании станут более гибкими. Также удаленка часто предполагает проектную работу с оплатой за результат, что опять-таки выгодно для работодателя», – комментирует Роман Кумар Виас. Управляющий партнер юридической фирмы КОДЕСТ, предприниматель, юрист Юлия Кочаровская рассказала, что в период самоизоляции ее компания перевела на дистанционку 80% сотрудников. Это позволило сменить офис на более маленький и прилично сэкономить на арендных платежах и обслуживании помещения. Однако Юлия считает, что полностью удаленный режим работы – не лучший выход. «Я как руководитель склоняюсь к необходимости посещения офиса хотя бы пару раз в неделю на общие совещания, – признается она. – Сотрудников на удаленке сложнее контролировать. Вместе с тем порядок контроля их работы понятен, просто это новинка для нашего бизнеса, и она требует привыкания. Тем не менее менеджеров холодного обзвона, юристов, бухгалтеров, IT-специалистов перевести на домашнюю работу просто». Зарплаты, льготы и премии – что изменится? Переход на удаленную работу заставил многих сотрудников всерьез задуматься о своих доходах. Может ли новый режим повлиять на условия оплаты труда, а также всевозможные льготы и компенсации? Универсального ответа нет: каждая компания вправе снизить зарплату своим сотрудникам, если того требует бюджет, и тогда уже им остается решать – готовы они принять эти условия или будут искать другое место. «Конечно, многие компании воспользовались ситуацией и урезали ФОТ (фонд оплаты труда – прим. ред.) на сотрудников. Это понятно: когда сотрудник работает в офисе, руководитель видит его работу и понимает, за что платить зарплату. Когда сотрудник на удаленке и особо не дает обратной связи, то и вопросов к нему больше. Многие сократили зарплату таких сотрудников и сократили количество рабочих часов. Это хорошая экономия, которая позволяет компаниям выживать в сложный период и не призывает увольнять людей, сохраняя за ними хоть и меньшую, но заработную плату», – говорит Юлия Кочаровская. А вот Артем Мацун настроен более оптимистично. «Изменения не должен быть значимыми. Трудовое законодательство уже меняется. Скорее всего, работодатели физически не смогут платить удаленщикам меньше», – считает предприниматель. Особенно привлекательна удаленка, конечно, для жителей удаленных от Москвы регионов, где средняя зарплата значительно меньше, а условия работы такие же. «Дистанционный формат работы позволяет компаниям, большинство из которых расположено в Москве, привлекать в свой штат сотрудников из других субъектов РФ. Особенно данная возможность касается специальностей, являющихся вспомогательными по отношению к основному бизнесу организаций (бухгалтерия, HR, IT, дизайнеры и т.д.). При этом от такого сотрудничества выигрывает как региональный специалист, так и компания, поскольку, как правило, уровень компенсации, который обеспечивается в данном случае специалисту, меньше московского, но выше того, на который данный сотрудник мог рассчитывать в своем субъекте РФ», – объясняет CEO онлайн-университета SF Education Александр Вальцев. Таким образом, вместо сокращения доходов многие могут, напротив, улучшить свое материальное положение. Так считает и Леонид Хромов – продюсер, режиссер, основатель и гендиректор продюсерской компании Leonid Khromov Production. «Новый формат работы не должен повлиять на условия труда в сторону ущемления сотрудников. Если компания существенно экономит на удаленке, то, наоборот, появляются дополнительные свободные средства, которые можно направить на развитие сотрудников и дополнительные премии, это будет являться стимулом для многих работать более эффективно», – считает он. По мнению Хромова, некоторые люди (особенно пожилые) из-за удаленки потеряют работу, и это является печальным фактором. Но в целом для бизнеса это, несомненно, положительный этап. «Дистанционный формат работы позволит больше времени высвободить для себя любимого, семьи, детей и т.п. Нет необходимости каждый день вставать в 4 утра (для Москвы и МО особенно) и тратить только на поездку на работу до 5 часов в день. Многие находятся в постоянной депрессии из-за того, что, как рабы, загнаны в угол: дом – дорога – работа – дорога – дом. С психологической точки зрения, удаленка позволит уменьшить уровень психологической напряженности. Но далеко не все смогут адаптироваться к удаленке. Люди старшего возраста, всю жизнь работающие в офисе; люди, которые привыкли постоянно быть в коллективе, сплетничать в обеденный перерыв с коллегами по работе – им будет сложно перестроиться. Часть людей сократят; конечно, это увеличит уровень безработицы. У любого кризиса есть и плюсы, и минусы», – отмечает продюсер. С удаленкой Хромов и его команда познакомились гораздо раньше, чем в мир пришел коронавирус. И все эти годы работа протекала вполне успешно. «Мы уже лет десять работаем без собственного офиса и не испытываем дискомфорта. Сколько миллионов мы сэкономили на аренде! Был случай, когда нас нашел рекламодатель в соцсетях – известная российская обувная компания. Мы с ней созвонились, обсудили детали. Подписали договор по электронной почте и получили через две недели деньги на расчетный счет. Все удаленно. Все оперативно. Сегодня почти всем можно управлять дистанционно. Конечно, не все сделки можно заключать таким способом, а лишь небольшие контракты до 100-200 тысяч рублей. В этом случае в офис нужно приходить нечасто в зависимости от накопившихся и поставленных задач: обсудить крупную сделку с партнером с глазу на глаз, собраться коллективом для обсуждения каких-то рабочих деталей и, наконец, отдохнуть коллективом в офисе, устроив тимбилдинг или отметив чей-то день рождения», – говорит Леонид Хромов. Губительная лень и проблемы безопасности Еще одной проблемой удаленной работы, с которой сталкиваются многие работодатели и от которой страдают подчиненные – это снижение эффективности. Предприниматель, соучредитель компании Joostle Кирилл Сабитов в интервью «МИР 24» привел неутешительные данные, опубликованные аналитическим центром НАФИ. Оказалось, что 82% предпринимателей отметили снижение эффективности сотрудников после перехода на удаленный формат работы. Среди самих сотрудников о снижении своей эффективности на удаленке заявил 41% опрошенных. «Наша компания провела исследование, которое показало, что на удаленке среднестатистический специалист тратит на работу всего 22% рабочего времени, еще 37% уходит на личные дела, и около 41% рабочего времени занимает прокрастинация, – говорит Сабитов. – Почему так происходит? Мы выделили три основных причины. Во-первых, отсутствие навыков самоорганизации и дисциплины. Офисная работа подразумевает определенный контроль со стороны руководства, внимание со стороны коллег. При работе в «пижамном формате» возникает очень много отвлекающих факторов, неделовая домашняя атмосфера не позволяют сосредоточиться, правильно распределить рабочее время. С этой причиной тесно связана вторая – прокрастинация. Человеку кажется, что впереди длинный день и он все успеет. В результате дедлайны срываются, задачи не решаются, часто это тормозит работу целой команды. И в-третьих, незнание основ тайм-менеджмента. Человек не понимает, сколько реально времени ему понадобится на выполнение конкретной работы. Из-за этого – постоянные авралы, ссоры с коллегами и руководством, снижение производительности». Еще одной, хотя и не самой очевидной проблемой удаленки часто становится нарушение правил безопасности и конфиденциальности. Об этом напомнил исполнительный директор завода инновационных технологий «Россильбер» Ильшат Хафизов. «В целом процесс организации работы вне офиса – новый формат для нашей страны и несет множество рисков: от психологической неготовности сотрудников до вопросов, связанных с безопасностью для самого предприятия. Дело в том, что сотрудники используют собственные технологические средства – компьютеры, мобильные телефоны, – зачастую абсолютно незащищенные от любых системных проникновений извне. Личный смартфон или планшет становится объектом хранения корпоративных данных, кодов и паролей, персональной и иной конфиденциальной информации. При этом службы системного администрирования предприятий не имеют ни доступа, ни прав, ни директивного отношения к частной собственности сотрудников. Таким образом, параметры и содержание профессиональных коммуникаций с позиции хранения, использования закрытых данных переходят в зону ответственности персонала и в прямую зависимость от цифровых компетенций рядовых сотрудников», – отмечает Хафизов. Прогнозы на будущее «Удаленка вряд ли как-то скажется на уровне безработицы, – полагает директор по эффективности персонала онлайн-гипермаркета ВсеИнструменты.ру Алеся Ракитина. – Конечно, какие-то компании терпят убытки и сокращают персонал, в то же время другие – активно его набирают, и возможности для найма расширяются на все регионы. Поэтому в ближайшем будущем вряд ли мы увидим какие-то существенные изменения. Не все сотрудники смогут адаптироваться к новым условиям. Есть люди, для которых важен личный контакт и общение. Есть профессии, где без личного взаимодействия не прийти к нужному результату (торговые агенты, подбор персонала, обучение и т.д.). Скорее всего, в течение полугода-года, вернувшись к привычному режиму, компании будут работать в формате 2-3 дня в офисе, 2-3 дня удаленно. Это поможет, с одной стороны, сильно повысить лояльность у сотрудников (в работе дома для многих точно есть большие плюсы), но при этом и не потерять связь с командой и корпоративный дух». Но кого точно не стоит сразу отправлять на удаленку – это новичков, убеждена Ракитина. «Вне зависимости от профиля, в первый месяц новых сотрудников лучше не переводить на удаленку. Рядом с ними всегда должен быть наставник, кто передает знания и корпоративную культуру. На своем опыте: в пандемию самым сложным стал опыт адаптации и обучения новичков удаленно. Спокойно и уверенно чувствовали и продолжат себя чувствовать удаленно IT-специалисты, и это единственный случай, когда даже новички в IT удаленно адаптируются более безболезненно. На опыте нашей компании, скорее всего, мы придем к возможности совмещать дни на удаленке и в офисе. Полностью без живого общения и встреч мы точно не обойдемся», – говорит Алеся. Уровень оплаты труда больше зависит от профессии, задач, уровня востребованности на рынке, знаний, умений, региона, чем от формата работы, отмечает она. Так что, в этом плане удаленка может никак не повлиять на доходы работника. А вот с льготами и компенсациями все сложнее. «Все те «плюшки», которые давал офис (например, питание, проезд, игры, встречи и так далее), нужно будет компенсировать и придумывать новые конкурентные преимущества соцпакета», – поясняет Ракитина. И все-таки, скорее всего, пора свыкнуться с мыслью о том, что удаленная работа (по крайней мере, частичная) – это наша новая реальность. «Удаленный формат работы больше всего подходит специалистам, у которых есть KPI (Key Performance Indicators, что в переводе означает «ключевые показатели эффективности» – прим. ред.): сотрудник может выполнять задачи самостоятельно и затем отчитываться о выполнении, – говорит старший консультант HR, Legal, Office Support международной рекрутинговой компании Hays Екатерина Котова. – Одновременно с тем это те, кто и раньше мог спокойно работать дистанционно: IT-специалисты, профессионалы в области digital и маркетинга, рекламы, PR, редакторы, журналисты, контент-менеджеры, переводчики, дизайнеры, аналитики. Однако существуют специалисты, кто не может перейти на удаленный формат на 100%. Это те, чья работа связана с постоянными встречами, подписанием большого количества документов, а также обучением и адаптацией. Тяжело будет перейти на удаленку тем, кто только вышел на работу, и начинающим специалистам. Им нужно адаптироваться, принять на себя корпоративные ценности, набраться опыта от коллег. Идеальный вариант – частичная удаленка. К этому сегодня готовы прийти многие компании». Котова обращает внимание на еще один важный аспект – правовой. «Необходимо учитывать, что сегодня в законодательстве ничего не говорится об удаленной работе и правилах, согласно которым она должна быть налажена. Поэтому сегодня эти правила придется определять и фиксировать именно руководителю. И здесь все зависит только от сотрудника, его взаимодействия с руководством и от того, как топ-менеджеры воспринимают удаленную работу. К сожалению, закон об удаленной работе пока не разработан, поэтому существует только личная договоренность, зафиксированная в рабочем договоре», – заключает специалист.

Быть или не быть в офисе? Плюсы и минусы удаленки, о которых важно знать
© Мир24