Кто и что мешает сделать среду комфортной?
Прежде хочу, чтобы читатели понимали: при всех проблемах и безобразиях, о которых вы прочтёте ниже, моя позиция не изменилась. Месяц назад мы писали, что советуем участвовать в программе «Формирование комфортной городской среды», и я остаюсь при этом мнении все десять лет реализации программы. Пройдите по дворам, где прошло благоустройство, - люди в целом довольны, дворы преобразились. Другое дело, что можно было сделать больше и лучше, но низкое качество управления и недостаток средств не дают такой возможности. Об общих вопросах Кратко прокомментирую недовольство читателей газеты. Первая группа писем и звонков - что во дворе плохой асфальт, но никто ничего не делает, а я сам, мол, пожилой человек, нет возможности собрать пакет документов. Не могу согласиться с этими критиками - народ русский за века всё сказал лучше нас: под лежачий камень вода не течёт и не потопаешь - не полопаешь. А если переводить на бюрократический язык - раз средства ограниченны, их дают тем, кто оформил документы. Не стоит забывать и о том, что земельные участки, включая асфальтобетонное покрытие и детскую площадку, теперь наша частная собственность, государство, вообще-то, ничем нам не обязано. Вторая группа обращений, в которых суть та же: оформили документы, а из администрации пришёл ответ, что не попали в программу, так как не набрали баллов, или вообще отказали, потому что документы неверно оформлены. Несколько лет я в комиссии по Ленинскому округу, там рассмотрение идёт объективно, лично глава округа Дмитрий Зярко участвует в заседаниях комиссии, присутствуют депутаты горсовета, каждый пакет обсуждается публично. Ну сам удивляюсь! Написано всюду, что нужно 2/3 голосов собственников, и мы каждый год про это пишем, но десяток протоколов каждый год бракуют только потому, что там не 2/3, как положено при решении всех вопросов о собственности, а только 1/2 голосов «за». О необходимости сметы Третья группа - жалобы более серьёзные. Сдали дизайн-проект, получили право войти в ранжированный список домов на благоустройство, а на стадии реализации работ чиновник окружной администрации и подрядчик говорят: мол, выбросьте, что нарисовали. В смете по нашим рисункам и заказам есть только такая вот скамья и только такая площадь парковки, а щебня не будет вовсе. Тут нужно в каждом случае разбираться, милости прошу любого ко мне на приём или через редакцию. Часто чиновники округов, а особенно наглые подрядчики обманывают людей - просто врут, чтобы сэкономить. Не себе, конечно, а когда изначально неверно было просчитано, и средств на все дома не хватает. Но виноваты мы сами. Не буду хвалиться - вот в этом году по Ленинскому округу тоже изначально не хватало около одного миллиона рублей. Но когда начальник отдела М. В. Вид перед последним заседанием комиссии поехал перемерять территории - у всех, кроме наших домов, оказалось, что предлагаемые к благоустройству площади просто указаны на глаз. В итоге средств хватило всем. На наших домах ни метра лишнего не нашли, так как старшие с рулетками прошли всё сами, и я даже не ездил проверять - был в них уверен. То же и про скамьи, урны и тому подобное. Приходит ко мне в этом году подрядчик с эскизом ограждения и коммерческим предложением по опорам освещения на солнечных батареях. А я ему с порога: забери свои рисунки - у нас в смете указаны коммерческие предложения - какой будет толщина материала ограждения, какой будет столб, скамья, урна. Есть же интернет, готовьте всё сами, потому совершенно правильно в этом году вернули пункт о необходимости сметы. Всё построено грамотно: заявитель представляет смету, а потом её трижды проверяют: в БУ «Управление благоустройства», в департаменте городского хозяйства и в департаменте финансов, чтобы завышения не было. И никакого чиновника мои старшие не боятся, так как у нас под каждый пункт сметы указано: у какого предпринимателя по какой цене мы это будем брать и где в интернете нашли на каком сайте. Ответственно заявляю: если ваша смета согласована на всех уровнях, никто не имеет права ничего менять без вашего письменного согласия из-за отсутствия средств или чего-то ещё. А подрядчики кто? Но бывает и так, что оформили документы, они прошли отбор, все сметы выполнены верно. Но проходят недели, а подрядчик не идёт в хорошую погоду, приходит осенью, когда качество будет уже не то, либо делает тяп-ляп, не полностью и некачественно. Люди удивлены - ведь на эту программу тратятся десятки миллионов государственных средств. Почему так? Ответственно заявляю - на выделенные средства можно сделать больше и лучше. И это не только моё мнение, это мнение всех специалистов, кто занимается данной темой. Предвидел всё, что будет происходить в этом году. Потому публикуем справку, которую готовил для мэра города Оксаны Фадиной ещё 21 апреля. Эта справка ей представлена, чему есть живые свидетели. Читатели поймут всё сами без комментариев. «Как стало известно некоторое время назад, Вами принято предварительное решение изменить в 2020 году схему реализации мероприятий программы «Формирование комфортной городской среды» в части ремонта дворовых территорий: вместо проведения работ через субсидии управляющим организациям либо через БУ г. Омска «УДХБ» провести открытые торги по пяти лотам округов. Крайне удивлён данным решением, поскольку полагал, что срыв федеральной программы в Омске в 2018 году ровно по этой причине должен был явиться достаточным основанием не повторять негативный опыт. В связи с тем, что программа затрагивает интересы значительного количества членов Общества потребителей в сфере ЖКК и других омичей, прошу при принятии окончательного решения взвесить следующие аргументы, с достаточной очевидностью указывающие на неприемлемость в принципе указанной выше схемы реализации программы путём торгов. 1. В Омске реально есть только два предприятия, которые могут технологически и с учётом кадрового обеспечения качественно выполнить данную работу: БУ г. Омска «УДХБ» и группа компаний «СибДор». Остальные не имеют либо кадров, либо специальной техники (нужны не громадные механизмы для шоссейных дорог, как Вы нам во дворы запустили в 2018 году, а небольшие механизмы именно для дворовых территорий), либо собственных асфальта и бордюров (поребриков), а большинство - не имеют ничего из этого списка. В 2019 году работы выполнялись через УК, и можете проверить: почти все УК (могу не знать какие-то одну-две мелких) пригласили на подряд ООО «СибДор». Полагаю, Вы понимаете, что, например, меня, Ю. Н. Федотова или А. В. Никитина никакой департамент заставить не мог - мы выбрали того подрядчика, кто хорошо выполнит работы. 2. Решение о проведении торгов экономически необоснованно, а прямо сказать - шаг к убийству ещё одной муниципальной организации - УДХБ. Полагаю, Вам известно, что в 2019 году финансирование УДХБ составляло 19 процентов от потребности, в 2020 году оно сократилось ещё более. Как нам пояснял в январе 2020 года Евгений Фомин, предварительно Вы решали, что в 2020 году работы будет выполнять БУ г. Омска «УДХБ», всех это также устроило, да и документов в этом случае оформлять меньше (не надо торгов, соглашений и т. д.). Это был законный и реальный способ заработать серьёзные дополнительные средства муниципальному предприятию. Почему теперь возникло иное предложение - непонятно. 3. Подрядчик обязательно должен иметь собственный асфальтовый завод. Подрядчики, которых Вы жильцам наслали по итогам торгов в 2018 году, таких заводов не имели, в результате они стояли в очереди на заводы УДХБ, «СибДора» и ещё двух предприятий. Асфальт им давали по остаточному принципу: вечером, когда погода плохая или осенью, и полгода все мы ходили на совещания к господину Казимирову (чего ранее никогда не было с первой такой программы в 2009 году) и слышали одно и то же: почему не выполнили план - а не дали асфальта. Ни в 2009-2016, ни в 2019 годах никаких совещаний никто не собирал - асфальт укладывали летом. Неужели непонятно, что любой хозяин асфальтового завода сначала в хорошую погоду выдаст асфальтобетонную смесь на свои объекты, а другим - по остаточному принципу. Кроме того, это влияет на качество работ: как ни странно, асфальт бывает ещё и разный, в первую очередь по марке щебня. Они брали то, что дают (что варили для объектов хозяина завода), вот и положили крупнозернистый асфальт на тротуарах и тому подобное. 4. Фактическое проведение работ мелкими подрядчиками выйдет дороже, чем при едином подрядчике, по простой причине: в программе не один асфальт, а ещё малые архитектурные формы, скамьи, урны, фонари, посадка деревьев. Полагаю понятным, что брать в ООО «Игра-Спорт» или у аналогичного предприятия две качели и десять - цена будет разной. На этом в 2019 году сэкономили деньги бюджета и жильцов, так как ООО «СибДор» имело единый заказ. Кроме того, завышение цены работ будет по причине отсутствия собственного асфальта и бордюров (поребриков). Полагаю понятным, что любой отпуск на сторону будет проводиться с наценкой, то есть дешевле получить эти основные виды продукции именно у производителя, а решение с торгами приведёт к приобретению всего этого у посредника. Вы знаете, например, что приобретённые в 2018 году подрядчиками непонятно где солнечные фонари большей частью не работают, а документов на них, чтобы разобраться и починить, нет нигде, их не передали. 5. Большинство мелких подрядчиков не имеют вообще собственной техники либо имеют технику для работ на шоссе, так как на дворах и тротуарах исторически специализировались только два указанных выше предприятия. Впервые столкнулся с этим в 2018 году, когда при работах на домах по ул. Стальского, 1 и Стальского, 8 подрядчик на замечания пояснил, что укатывать у подъездов и на скруглениях нечем: вся техника только крупная - для шоссе, потом эти работы доделывало за счёт бюджета УДХБ. 6. Сама идея торгов в наших условиях ущербна по сути - так как кто даст самую низкую цену (а других критериев там нет): кто не платит налоги, кто нанял гастарбайтеров, кто не имеет базы и техники. Результат: ООО «СибДор» уже сказало, что на торги по 5 лотам не пойдёт, так как себе в убыток работать не может, они платят налоги. Не зря Региональный фонд капремонта уже два года не проводит такие торги на лоты 10-15 миллионов рублей, а напротив, укрупнил лоты до 50-100 миллионов рублей, отсекая этим недобросовестных подрядчиков. Если уж торговать - то одним лотом все округа. 7. Важной составляющей условий программы является пятилетняя гарантия. Полагаю очевидным, что фактически для предприятия, не имеющего существенных основных средств, - это формальность. Узнайте в департаменте, что они устранили за эти два года? Ничего! Один подрядчик наших домов С. Сароян уже сидит в колонии - теперь ничего не устранит. Технология всем известна: перерегистрировать существующее предприятие на другое лицо, зарегистрировать новое предприятие - и вперёд на новый конкурс. Только подрядчик, имеющий серьёзные основные фонды, не будет этого делать. 8. Наконец, неужели Вам не жалко городской бюджет? В 2018 году эти сомнительные подрядчики часть объектов вообще не завершили. Вы, вообще, в курсе, что эти объекты доделывал за счёт своих средств УДХБ, - иначе старшие по домам просто не подписали бы акты для отчётов в Москву. Всё время слышу, что в бюджете средств нет, - а тут такой широкий жест, который, к сожалению, становится системой: в этом году 70 миллионов рублей из городского бюджета пускают на доделки фасадов, в то время как 100 миллионов рублей вернули в Москву как неосвоенные из-за навязанных городом «левых» подрядчиков. Полагаю, Вы понимаете, что я никакого отношения к подрядам на ремонт дворовых территорий не имею и не собираюсь иметь. Просто не хочу, чтобы опять из-за некомпетентности чиновников обманули ожидания людей, не хочу тратить своё время, нервы и деньги бюджета, в который жильцы тоже платят налоги. Вам специалисты Е. В. Фомин, Ю. Г. Бибик, В. П. Казимиров всё это поясняли. Не хотите слушать подчинённых - послушайте меня. Вы знаете, что я этим асфальтом занимаюсь ещё с «Сибирьэнерго-Комфорта» в 2009 году, где мы имели счастье вместе работать. Вряд ли правильно считать, что В. Ф. Шрейдер и В. В. Двораковский были некомпетентными людьми, а они годами не меняли отработанную систему». Продолжение следует.