Андрей Бодров, «Магнит»: мы постоянно совершенствуем ценностное предложение покупателю
Директор по стратегии и инвестициям «Магнита» Андрей Бодров в интервью Sostav рассказал, как менялись потребительские привычки в период изоляции, какие концепции заинтересуют жюри онлайн-конкурса и кого сеть будет рада видеть в качестве партнера в 2021 году. На что вы будете обращать внимание в первую очередь как один из главных членов жюри конкурса? Мне важны все факторы — представленный проект должен быть не только креативным и максимально смелым, но и интересным с точки зрения бизнеса, а также совпадать с нашей целью — стать любимым магазином для каждой российской семьи. Эти проекты должны органически совпадать с ДНК «Магнита», не противоречить нашим ценностям, а давать новое развитие — это будет цениться мною особенно. Представьте – прямо сейчас будущий участник выбирает, какую из своих концепций ему презентовать. Что бы вы ему подсказали? Не ограничивать себя. Мы давно вышли за рамки просто продажи товаров – делаем фокус на потребительский опыт, смежные сервисы, развиваем собственные производства, открываем аптеки и кафе, запустили цифровую трансформацию. Мы даем уникальный шанс тем, кто не боится экспериментировать, кто готов не просто представить новые подходы в маркетинговой работе в сегодняшних реалиях, но и реализовать их вместе с нами. Каков российский ритейл сейчас и что ждет его после пандемии? Куда движется «Магнит»? Еще задолго до пандемии потребители начали диктовать ритейлерам, как развиваться, на чем фокусироваться и какие сервисы внедрять. Ритейл уже давно стал рынком покупателя, а не сетей. Сегодня именно клиенты задают тренд на сочетание традиционных атрибутов торговли и новых технологий. Порой происходящее походило на постапокалиптическую игру, а ритейл во всей этой истории оказался на передовой – в магазинах покупателей встречали сотрудники в масках, а по пустым улицам передвигались лишь курьеры с товарами. На этом фоне мы особенно четко увидели, как обостряется конкуренция в отрасли. Мы не думаем, что базовые предпочтения покупателей сегодня существенно поменяют вектор: развитие получат новые клиентские сервисы, продолжится сегментирование ритейла с учетом интересов потребителей, углубление ассортимента, цифровизация процессов и развитие решений, позволяющих покупателям избегать контактов с кассирами и очередей, а также системы бесконтактной оплаты. При этом и ритейлеры, и покупатели будут больше обращать внимание на безопасность объектов с точки зрения недопущения распространения инфекционных заболеваний. Как вели себя покупатели в период коронавируса и какие тренды вы отмечали? Я не открою ничего нового, когда расскажу, что покупатели с середины марта начали скупать крупы, подсолнечное масло, тушенку – все социально значимые товары с длительным сроком хранения. Клиенты стали чаще посещать магазины и делать запасы, увеличилось среднее количество позиций в корзине. В пиковые дни рост продаж составлял 50-70% к аналогичному периоду 2019 года. Средний чек в марте вырос на 9,4%, а трафик покупателей увеличился на 10,6% против показателей прошлого года. А в апреле ситуация уже сильно поменялась — после введения режима самоизоляции покупатели стали заметно реже ходить в магазины, но при этом размер покупок значительно вырос. Но это были не закупки впрок, а просто желание покупателей минимизировать частоту походов в магазины. Когда люди перестали ходить в рестораны и на работу и стали больше времени проводить дома, они начали более активно покупать свежую продукцию – овощи, фрукты, молочную продукцию, свежее мясо и рыбу, товары по уходу за домом. А еще клиенты стали покупать больше кофе, поскольку были закрыты кофейни; увеличились продажи растворимого какао, детских завтраков и шоколадной пасты, а также различных снеков и семечек. С мая потребители начали постепенно возвращаться к своей привычной корзине и сегодня уже приобретают традиционные для себя товары. С помощью конкурса вы ищете единомышленников. А в каком направлении мыслит «Магнит»? Наша стратегия основана на постоянном совершенствовании ценностного предложения покупателю – нашего CVP. Мы стали существенно более клиентоориентированными в принятии решений. Сегодня мы фокусируемся на улучшении работы в основных направлениях, включая оптимизацию бизнес-процессов, улучшение наших магазинов по всем параметрам, дальнейшее развитие предложения для покупателей, развитие существующих и создание новых каналов коммуникации с ними. Мы разрабатываем новые цифровые решения и наращиваем наши возможности в работе с большими данными. Вы можете заметить, что мы активно проводим трансформацию компании в более современную, инновационную и уверенно встречающую будущее. Нам по пути, если вам тоже это интересно.