Роман Кошелев: Зачем РЖД ищет стартапы по всему миру

Инновационные аккумуляторы для электропоездов, интеллектуальные системы распознавания лиц и интерактивный помощник для адаптации новых сотрудников — такие решения пришли в периметр компании ОАО «РЖД» по итогам корпоративного акселератора, впервые запущенного в 2019 году. Сегодня у технологических стартапов появился новый шанс сотрудничать с одной из ведущих железнодорожных компаний мира. В прошлом месяце ОАО «РЖД» запустила совместный акселерационный проект с GenerationS, платформой корпоративных инноваций от РВК. Корпоративный акселератор работает на базе головного научно-исследовательского института железнодорожной отрасли АО «ВНИИЖТ», сбор заявок продлится до 30 августа. Задача экспертов ОАО «РЖД» и GenerationS — оценить и отобрать самые перспективные инновационные решения. Это уже второй подобный опыт у компании — первый акселератор запустили в 2019 году, по его итогам были отобраны 7 проектов-победителей. О том, как построена работа с инновациями в компании и какие решения она рассчитывает найти с помощью акселератора, «Инвест-Форсайту» рассказал руководитель Корпоративного акселератора РЖД Роман Кошелев. Руководитель Корпоративного акселератора РЖД Роман Кошелев. Фото предоставлено корпорацией РЖД — Роман, расскажите, в чем особенности новой акселерационной программы ОАО «РЖД»? — Первая программа охватывала весь контур компании, сейчас фокус акселератора стал более профильным. Мы нацелены на поиск решений для подвижного состава в таких отраслевых направлениях, как локомотивный и моторвагонный комплексы, вагонное хозяйство, скоростное сообщение, специальный подвижной состав. В каждом из направлений существует множество ниш для внедрения инноваций, например: если говорить о локомотивном комплексе, это могут быть и системы управления локомотивом без участия машиниста, и альтернативные источники энергии, и использование VR- и AR-технологий в техническом обучении. Решения могут быть очень разные, например для направления «вагонное хозяйство» интересны как разработки систем мониторинга состояния грузового подвижного состава, так и автоматизированные мобильные устройства осмотрщика вагонов и инновационные воздухораспределители. Если говорить в целом, нам интересны решения для работы с цифровыми двойниками, которые включают как их создание, так и внедрение, решения для оптимизации и повышения эффективности существующих в компании бизнес-процессов, а также новые продукты, которые добавят дополнительную стоимость нашим услугам. — Как определяли фокус программы, подвижной состав больше всего нуждается в инновациях? — Здесь есть несколько факторов. Компания «РЖД» — одна из самых больших в России, и все направления охватить сложно; если мы попытаемся это сделать, размывается и фокус, и заказчик. По итогам прошлого года по некоторым проектам было сразу три функциональных заказчика, проект начинал теряться. Фокус формировался посредством серий интервью с функциональными заказчиками, где определялись их проблемы и перспективы развития. — Только ли в России ищете проекты? — Мы ищем проекты как в России и СНГ, так и в странах дальнего зарубежья. Единственное требование к последним состоит в том, что они должны уже иметь либо быть готовы оперативно создать юридическое лицо в России. Это самый важный фактор для международных проектов, которые хотят подать заявку в наш акселератор. — Сколько команд планируете найти? — На первом этапе есть задача собрать минимум 150 проектов, которые будут соответствовать нашим критериям и требованиям в рамках премодерации. Далее проекты, которые будут отобраны для следующего этапа — очного отбора, смогут представить свои решения функциональным заказчикам. По итогам самые перспективные проекты попадут в акселерационную программу (та будет длиться два месяца). В рамках программы будут проработаны алгоритмы взаимодействия с проектом вместе с функциональным заказчиком, сформирована дорожная карта взаимодействия. Если в рамках корпоративной программы позволит время, а также будет готовность со стороны проектов, проведем и испытания, результаты которых представим в демодень. — Какие варианты взаимодействия предложите победителям? — Мы рассматриваем несколько вариантов взаимодействия со стартап-проектами, многое будет зависеть от проектов, тех решений, которые они предложат, их возможностей. В том числе речь может идти о прямой закупке решения, также может быть создано совместное предприятие — как с головной компанией, так и с участием АО «ВНИИЖТ». Рассматриваем варианты трудоустройства команд для разработки совместных проектов. Также в акселерационной программе участвует целый ряд партнеров компании, которые являются изготовителями подвижного состава, возможно, и они будут заинтересованы во внедрении новых решений в свой продукт для конечного покупателя — ОАО «РЖД». — Крупной компании сложно работать со стартапами? — Во взаимодействии со стартапами, конечно же, есть свои плюсы. Это более «живые» команды, они быстрее откликаются на вопросы, которые ставятся перед ними, быстрее реагируют на требования по сравнению с крупными компаниями, которые давно взаимодействуют с РЖД (они знают корпоративные процедуры и, понимая это, свои процедуры подстраивают под них). Стартапы этим еще не «болеют». Но имеются и минусы, например: есть много молодых команд, которые развивают не один продукт, а сразу несколько. В случае каких-либо препятствий, а те неизбежно возникают при взаимодействии с крупной компанией, они сразу сдаются, переключаются на другие продукты и другого заказчика. Для них проект, который они предложили, даже в случае интереса со стороны РЖД, не является приоритетным при появлении малейших препятствий. Мы с этим уже сталкивались: в первом наборе были интересные проекты, но не все были готовы отрефлексировать обратную связь. Евгений Епанчинцев / РИА Новости — Только ли через акселератор стартап может прийти в ОАО «РЖД»? — Есть несколько точек входа в компанию для решений с рынка, акселератор — лишь одна из них. Еще одна возможность — Единое окно инноваций, куда могут обратиться все, кто видит кейсы по улучшению и развитию новых проектов в интересах ОАО «РЖД». Также на сайте компании размещаются запросы на инновации, там обозначается проблема или направление, для решения которых ведется поиск проектов. Четвертая точка входа — это региональные инновационные площадки, сейчас их уже 5, в перспективе они будут на всех 16 железных дорогах. Это дает возможности для запуска решений для региональных проектов, их развития внутри региона с возможностью тиражирования на сеть. Не стоит забывать и о функциональных заказчиках компании, которые также взаимодействуют с рынком; случается, что проекты приходят в компанию напрямую через них. Все зависит от решения, которое развивает проект: если оно соответствует фокусу акселератора, лучше прийти в него. Если же проект видит пути улучшения работающих процессов в компании, стоит обратиться в Единое окно. Кстати, не возбраняется обращаться в несколько точек одновременно, никто вас не развернет. — В чем преимущество именно акселератора? — Акселератор — лишь один из элементов экосистемы по работе с инновациями, таких механизмов в компании много; акселератор — один из хороших, реально работающих механизмов. Акселератор позволяет ускорить процессы взаимодействия со стартап-проектами, сделать их путь по внедрению в компанию и ее подразделения более быстрым. Речь идет как о возможности проведения оперативных испытаний, так и о возможности будущего тиражирования. Мы готовы своими силами организовывать процесс испытаний (конечно, в случае заинтересованности функционального заказчика в продукте) в течение одного-двух месяцев. Опыт показал: мы можем это делать на практике, такие проекты были в прошлом наборе. Увидев проект на мероприятии, мы показали его функциональному заказчику, он проявил интерес, а уже через месяц мы смогли испытать продукт в эксплуатации. Это не значит, что мы можем такие решения внедрять сразу после испытаний, это в том числе не освобождает нас от подготовки соответствующей документации, но если продукт показал эффективность, то весь процесс идет проще. — Какие решения стартапы для железных дорог предлагают чаще? — Полагаю, всем очевидно, что инновационный поезд стартап точно не создаст, это не под силу даже крупным компаниям: они создаются в рамках консорциумов предприятий. Если анализировать то, что приходит к нам в компанию, а также мировой опыт работы со стартапами в сфере железнодорожного транспорта, главным образом это ИТ-решения, решения в сфере больших данных и интернета вещей. Бывают и специализированные железнодорожные проекты, например в первой акселерационной программе победителем стал проект «РусСофт Эксперт», который в сентябре планирует провести стендовые испытания опытного образца на основе литий-титанатных аккумуляторных батарей (требуют минимального технического обслуживания на протяжении всего срока службы и максимально эффективно работают в различных климатических условиях). Данные батареи в перспективе заменят устаревшие никель-кадмиевые батареи на тяговом подвижном составе, эксплуатируемом в ОАО «РЖД». Кроме того, проект позволит создать новый принцип интеграции батареи в систему локомотива, основанную на микропроцессорном блоке управления. Также можно отметить решение O.Vision от компании «Омега» по распознаванию лица человека в движении с возможной установкой на турникеты, двери и т.д. Сейчас решение внедряют в главном здании ОАО «РЖД» для допуска персонала на рабочие места. — Какие планы по работе с инновациями есть на будущее? — Перед нами стоит задача развития акселератора, а также создания условий работы с проектами на стадии идеи и выращивания их до стадии MVP. Такую задачу мы ставим на 2021 год. Также у компании есть задача по запуску венчурного фонда. У нас амбициозные планы. Беседовала Ольга Блинова

Роман Кошелев: Зачем РЖД ищет стартапы по всему миру
© Инвест-Форсайт