Экономика
Компании
Рынки
Личный счет
Недвижимость
Курсы валют
Конвертер валют
Курс доллара
Курс евро

Эксперты: реализация стратегии развития якутской Арктики повысит качество жизни северян

ЯКУТСК, 14 августа. /ТАСС/. Глава Якутии в пятницу подписал указ "О Стратегии социально-экономического развития Арктической зоны Республики Саха (Якутия) на период до 2035 года". Реализация стратегии позволит повысить качество жизни северян и решит комплексные транспортные проблемы республики, считают эксперты, опрошенные ТАСС.
Проект предусматривает создание опорных точек роста в арктической зоне Якутии, повышение качества жизни северян и комплексное развитие инфраструктуры. В стратегии использованы материалы аналитических докладов и исследований Центра стратегических исследований при главе Республики Саха (Якутия), Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова, Республики Саха (Якутия).
"В целях проведения единой государственной политики по развитию Арктической зоны Республики Саха (Якутия) постановляю утвердить Стратегию социально-экономического развития Арктической зоны Республики Саха (Якутия) на период до 2035 года. Координатором исполнения Стратегии социально-экономического развития Арктической зоны Республики Саха (Якутия) на период до 2035 года определить Министерство по развитию Арктики и делам народов Севера Республики Саха (Якутия)", - говорится в тексте указа, опубликованном на сайте правительства республики.
По инновационному сценарию реализация стратегии предполагает снижение уровня бедности в арктической зоне к 2030 году в два раза по сравнению с показателем 2017 года, уровня общей безработицы - до 8,3%, сокращение доли ветхого и аварийного жилого фонда в 5,3 раза. Ожидается, что ежегодный грузопоток достигнет 2,3 млн тонн, а налоговые доходы арктических районов вырастут почти в три раза.
Амбициозные планы
Это первый в стране документ, подготовленный регионом, который может служить примером для всех регионов России, входящих в Арктическую зону Российской Федерации (АЗРФ), считает доцент Института общественных наук , координатор экспертного совета Экспертного центра ПОРА (Проектный офис развития Арктики) . "Стратегия является, на мой взгляд, как сейчас модно говорить, очень амбициозной. Также это комплексный документ, который охватывает все стороны жизни арктической Якутии, ставя во главу угла ее устойчивое развитие, а самое главное, предназначена для повышения качества жизни людей в Арктике, с учетом всех аспектов их жизни. И особенно отрадно, что в стратегии большое внимание уделяется жизнедеятельности коренных народов якутской Арктики, что особенно важно с учетом ее промышленного освоения и развития. Большинство таких объектов находятся на территории традиционного проживания коренного населения", - сказал Воротников.
Документ предполагает, по словам эксперта, тщательное исполнение регионального закона "Об этнологической экспертизе в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера Республики Саха (Якутия)". С другой стороны, добавил собеседник агентства, деятельность недропользователей приносит доход в бюджеты арктических улусов, "и хорошим примером тут служит Анабарский национальный долгано-эвенкийский улус", где ведется добыча алмазов в условиях Крайнего Севера.
Развитие арктической промышленности
В стратегии отмечается, что общая потребность в финансовых ресурсах для реализации инвестиционных проектов в рамках стратегии по инновационному варианту составляет 717,1 млрд рублей, в том числе за счёт федерального бюджета - 162,1 млрд рублей, регионального бюджета - 27 млрд рублей, местного бюджета - 2,3 млрд рублей, внебюджетных источников - 525,5 млрд рублей.
"Как мы видим, основное финансирование стратегии - это внебюджетные источники, средства частных инвесторов. Частные инвесторы будут вкладывать не только свои средства, но и привлекать заемное финансирование, и часто с использованием государственно-частного партнерства. Конечно, риски реализации стратегии существуют, особенно в той части, которая связана с бюджетным финансированием, так как нельзя исключать секвестр бюджетных обязательств, связанных с ликвидацией последствий пандемии коронавируса. Однако при правильном бюджетном администрировании, расходы на ликвидацию последствий пандемии коронавируса вполне можно провести как расходы на развитие арктической зоны Якутии", - считает эксперт.
Особенно актуальным для реализации стратегии является, по мнению Воротникова, широкое использование различных механизмов взаимодействия государства и бизнеса. "Они включают в себя, как классические формы государственно-частного партнерства, в том числе и концессию, так и механизмы называемые "квази-ГЧП", в том числе контракты жизненного цикла, энергосервисные контракты, механизм финансирования инвестиционных проектов за счет будущих налогов и другие. Эти механизмы должны быть проработаны при дальнейшей реализации стратегии", - уверен он.
Транспортные артерии для Севера
Полномочный представитель в государственных органах по вопросам Арктики, Дальнего Востока и Восточной Сибири особенно выделил те положения стратегии, которые касаются развития транспорта. "Весь российский, да и мировой опыт доказывает, что успешность реализации планов социально-экономического развития в Арктической зоне прямо определяется успешностью создания и функционирования транспортных артерий и логистических узлов. Очаговый характер размещения производственных объектов и населения, необходимость устойчивого их обеспечения всем необходимым делает транспорт основным рычагом в решения проблем освоения арктических территорий", - считает сенатор.
Республика обладает развитой речной сетью, которая позволяет Якутии администрировать и развивать речной транзит в арктическом направлении из более южных районов страны, решая одновременно сразу две задачи: доставка грузов для собственного развития и обеспечение необходимым ассортиментом структур воссоздаваемого Северного морского пути в его восточноарктическом секторе. "Реализация Стратегии становится одним из ключевых условий развития и успешной деятельности СМП как важнейшего российского морского транспортного коридора, обладающего уникальными логистическими характеристиками", - отметил он.
"Нельзя не обратить внимания и на подходы авторов Стратегии к развитию системы региональных авиаперевозок во всех важнейших ее системных опорах: наличия парка современных воздушных судов, готовых к эксплуатации в суровых условиях Арктики; наличия аэродромов и посадочных площадок, в количестве и расположении "на карте", достаточными, чтобы обеспечить грузо-пассажирские перевозки и работу санитарной авиации; наличия подготовленного летного и технического персонала, способного эффективно эксплуатировать авиатехнику в Арктической зоне", - сказал Широков.
Об Арктической зоне Якутии
Арктическая зона Республика Саха (Якутия) - приоритетная геостратегическая территория Российской Федерации, расположенная в Восточной Арктике. Площадь территории арктической Якутии составляет 1 608,8 тыс. кв. км или более половины всей территории республики (3 083,5 тыс. кв. км). На севере ее естественные рубежи образуют моря Лаптевых и Восточно-Сибирское.
Общая протяженность морской береговой линии превышает 4,5 тыс. км. На западе граничит с Красноярским краем, на востоке - с Чукотским автономным округом, на юге - с 6 муниципальными районами республики: Мирнинским, Нюрбинским, Вилюйским, Кобяйским, Томпонским и Оймяконским. К Арктической зоне Республики Саха (Якутия) отнесены 13 районов, в том числе 4 национальных, 84 муниципальных образования поселенческого уровня, в том числе 29 национальных, 119 населенных пунктов.