Экономика
Компании
Рынки
Личный счет
Недвижимость
Курсы валют
Конвертер валют
Курс доллара
Курс евро

Джорджо Парола: Мы конкурируем уже не с банками

На 2020 год в России работают около 500 итальянских компаний, среди которых Fiat, Pirelli, General Invest, Intesa Sanpaolo и другие. Наряду с ними в течение 15 лет группа компаний Mikro Kapital успешно занимается банковским и кредитным бизнесом. Группа инвестирует в малый и средний бизнес, в том числе в регионах, во всех форматах — от МФО до краудлендинга. Джорджо Парола, первый вице-президент холдинга Mikro Kapital, рассказал о перспективах развития компании и совокупности факторов, влияющих на доверие предпринимателей.
Джорджо Парола: Мы конкурируем уже не с банками
Фото: Инвест-ФорсайтИнвест-Форсайт
Максимальная прозрачность процессов
— Вы работаете в России с 2005 года. Как за 15 лет изменилась ситуация в нашей стране в сфере кредитования малого и среднего бизнеса?
— Во-первых, сейчас бизнес — и микро-, и малый — ведется несопоставимо более прозрачно, чем 10–15 лет назад. Во-вторых, большая часть операционных процессов сильно технологизировалась, ушла в онлайн. Так, люди в крупных городах больше не хотят тратить время на дорогу, ценят скорость принятия решения. Это всегда было важно, но сейчас особенно. Сильно изменился и портрет предпринимателя: пока не везде, но в крупных городах предприниматели, которые занимаются микро- и малым бизнесом, «подковались» в технологиях, стали гораздо более требовательны к отлаженности процессов и к уровню качества сервисов, которые обслуживают их бизнес. Надо учитывать, что Россия очень большая страна: изменения идут с разными скоростями в зависимости от региона. На юге процесс цифровизации идет не так быстро, там многие еще работают по старинке. А в Москве все совсем по-другому, сильно меняются даже продуктовые рынки (например, «Фуд Сити»).
Вообще, сам процесс развития бизнеса сейчас ведется по-другому: раньше микропредприниматели с 1–2 людьми в подчинении работали только офлайн, а сейчас они ищут клиентов в интернете, предлагают свои услуги на Youdo и Профи.ру. Принципиально важно, что сейчас мы конкурируем совсем с другими игроками. Если 15 лет назад это были только банки, то 10 лет назад появились МФО, а сейчас уже активно развиваются краудлендинговые площадки, через которые одни предприниматели кредитуют других предпринимателей.
— В июле этого года вы стали управляющим краудлендинговой платформы «Город денег». Какие перемены ожидают организацию под вашим управлением?
— Чего-то кардинально нового не будет: технологическая компания с устойчивой бизнес-моделью не предполагает быстрых изменений. Тем не менее сейчас мы работаем над расширением продуктовой линейки, над еще большей открытостью для инвесторов. В ближайших планах — организация мероприятий для уже работающих с нами и потенциальных инвесторов. Мы периодически проводили подобные встречи с партнерами — так называемые «винные вечера» с присутствием итальянского сомелье и дегустацией — в рамках другой компании холдинга в Самаре, Тольятти и Екатеринбурге. Сейчас ждем момента, когда можно будет собираться компанией от 10 человек для возобновления этого формата. В дальнейшей перспективе — усилить нашу ИТ-платформу, повысить скорость обработки заявок и выйти на максимальную прозрачность процессов для инвесторов и заемщиков.
— Рынок краудлендинга еще окончательно не сформировался в России. Как вы оцениваете здесь перспективы рынка краудлендинга? Планируете ли добиваться включения платформы «Город денег» в реестр , чтобы получить статус официального участника российского финансового рынка?
— В России рынок краудлендинга еще продолжает формироваться, мы активно принимаем участие в этом процессе. «Город денег» — старейшая краудлендинговая платформа в России, мы работаем с конца 2013 года. Поэтому, конечно, нам важно получить официальный статус участника. Мы предоставили в Центробанк все документы и информацию еще в июне, сейчас ждем от них ответ. Процесс идет в штатном режиме. Мы понимаем, что для нас процесс будет чуть длиннее, потому что мы иностранная компания с иностранным менеджментом, и проверки идут чуть дольше. Мы это понимаем и учитываем.
Региональная разница
— В конце прошлого года вы присутствовали на открытии тульского офиса МФК «Микро Капитал». У компании большое количество филиалов по всей стране (не меньше 47). Как вы справляетесь с региональной спецификой ведения бизнеса в России?
— Россия — очень большая страна. Поэтому мы не можем использовать один и тот же подход в Москве и Бузулуке. Там по определению не может быть одинаковых клиентов. Конечно, в крупных городах привыкли к онлайну и скорости. А в малых городах люди хотят особого доверительного отношения с менеджером тет-а-тет: поговорить про семью, про последние местные новости и так далее. Мы адаптируемся к этому и принимаем правила игры. Перед тем как открыть новый филиал, мы изучаем особенности ведения бизнеса на местах, стараемся понять со всех сторон, что там происходит.
— Планируете ли вы и дальше расширять свое присутствие в России?
— Конечно, планируем. Будем расширяться во всех направлениях: с точки зрения географии, продуктовой линейки и технологий. Сейчас все филиалы компании находятся в Центральной России, Поволжье и на Юге — до Урала. В этом году мы планировали расширение за Урал. COVID-19 немного скорректировал эти планы, но не отменил: расширение все равно будет либо в конце этого года, либо в начале следующего.
С продуктовой точки зрения разрабатываем микрофакторинг для микробизнеса. Сейчас этот продукт находится на стадии тестирования. Он позволит микробизнесу получать финансирование, которое раньше было для него закрыто, так как обычно этот сегмент кредитования работает с крупными контрагентами и большими суммами — 50–100 млн рублей. Мы же предлагаем от 500 тыс. до 3 млн рублей. Первая тестовая работа уже идет, вскоре мы представим продукт широкой аудитории, ожидаем выхода на рынок в конце года. Аналогов этого предложения на рынке нет.
То же самое планируем сделать для лизинговой компании: запустить в этом году новый продукт, который позволит МСБ купить недорогое оборудование в лизинг за 500 тыс. — 2 млн рублей.
Стратегия устойчивого развития
— Холдинг Mikro Kapital — один из немногих финансовых холдингов в России, в который вкладывают деньги иностранные инвесторы. Почему, на ваш взгляд, предприниматели из других стран доверяют вашей компании?
— Я вижу здесь совокупность факторов. Во-первых, холдинг Mikro Kapital — это компания с большой историей работы в России. Мы много лет работаем на рынке и на протяжении всего этого времени зарекомендовали себя как этичные, прозрачные, вызывающие доверие партнеры — и среди инвесторов, и среди клиентов.
Во-вторых, международный менеджмент. В совете директоров, кроме меня, есть много людей с внушительным опытом работы на международном уровне. Джон Стауб из Великобритании, который больше 20 лет работал в банковском секторе в UK и Израиле и состоял в совете директоров нескольких британских банков и микрофинансовых компаний. , который занимал позиции CEO в « Словакия», « Азербайджан» и «ТРАСТ Украина». , который больше 8 лет работал в финансовом консалтинге в Швейцарии, Германии и Австрии и более 4 лет был заместителем директора Российской программы по финансированию устойчивой энергетики (RuSEFF) в Москве. Нынешний гендиректор МФК «Микро Капитал» Светлана Чубакова — тоже опытный руководитель из топ-10 российских банков.
— Ваш холдинг кредитует малые и средние предприятия, работающие в реальном секторе экономики. Какие коммерческие организации обращаются к вам за финансированием чаще всего?
— Говоря о клиентах в рамках всего холдинга, назвать один или два сектора просто невозможно. Если мы говорим о МФК «Микро Капитал», то большинство клиентов — это коммерсанты: ИП, которые занимаются торговлей. Если мы говорим о «Национальной Лизинговой Компании» — это небольшие производители или компании со смешанной сферой деятельности, например: торговля доработанными изделиями или строительство. Компания «Дженерал Факторинг» — это всегда торговля. А в «Город денег» обращаются вообще все отрасли — в том числе компании, работающие с госконтрактами. Мы специально создали все четыре организации, чтобы клиент мог получить максимальное количество услуг. Первое наше правило — диверсификация, которая обеспечивает разнообразие по всем отраслям: если в одном секторе возникают проблемы, их всегда можно компенсировать каким-то другим. В период карантина диверсификационный подход пришелся особенно кстати.
Беседовала Кристина Фирсова