Экономика
Компании
Рынки
Личный счет
Недвижимость
Курсы валют
Конвертер валют
Курс доллара
Курс евро

Олег Дерипаска распродает активы «Группы ГАЗ»

Под предлогом возможного вступления в конце марта в силу санкций США Дерипаска избавляется от непрофильных или малоприбыльных активов, в том числе в Нижегородской области.
Олег Дерипаска распродает активы «Группы ГАЗ»
Фото: Аргументы НеделиАргументы Недели
Прощайте, активы!
Впрочем, среди возможных объяснений введения санкций, чью деятельность уже откладывал несколько раз, называют попытки Соединенных Штатов расчистить рынок для легких коммерческих грузовиков (LCV) под маркой .
Мол, единственная модель, которую Ford продолжает производить в России, – это легкий коммерческий грузовик Ford Transit, пользующийся неизменным успехом у российских предпринимателей. Продажи LCV марки Ford почти в три раза уступали ГАЗу, санкции немного изменили расклад, но стратегически тренд остался без изменений.
Вот только как раз производство LCV Дерипаска оставляет под собственным контролем. И выпуск автобусов – тоже. Олигарха можно понять. Несмотря на падение российского рынка легких коммерческих грузовиков в первом полугодии прошлого года примерно на 3% и снижение продаж в этом секторе самой «», к концу года показатели сравнялись с данными на 2018 год, продемонстрировав нулевой рост, рассказал «Автостат». Более того, непосредственно за декабрь 2019 года продажи новых LCV в России увеличились на 7,1% к уровню декабря 2018 года. Лидируют в марочном и модельном рейтинге года GAZ и GAZ Gazelle Next. Автобусы же пользуются различными госпрограммами поддержки типа «Школьный автобус». Может быть, обе ниши – не курочка, несущая золотые яйца, но генерируют достаточное количество денег, чтобы оставаться в этих секторах и впредь.
Другое дело – активы, которые не так привлекательны с точки зрения доходности. Например, грузовики и спецавтомобили под маркой «Урал». Автозавод, их выпускающий, приобрела «Объединенная машиностроительная группа», кроме того, ОМГ получила пакет акций в 47,2% , единственного поставщика двигателей для «Уралов».
В собственность ОМГ перешли и производитель спецтехники , владеющий ЗАО «Тверской экскаватор», ЗАО «Челябинские строительно-дорожные машины», ЗАО «Брянский арсенал» и ЗАО «Заволжский завод гусеничных тягачей», последний расположен в Нижегородской области.
Средства, вырученные от сделки с ОМГ, поддержат компанию финансово и позволят выполнить инвестпрограмму 2020 года в полном объеме. Дерипаска неоднократно делал громкие заявления. В частности, что без помощи в 30 млрд рублей из госбюджета «Группе ГАЗ» не выстоять и она обанкротится. Соответствующее обращение в правительство было направлено, но ничего так и неизвестно о госпомощи, хотя Группа далека от банкротства, как и от корпоративного дефолта из-за невозможности обслуживать банковские кредиты.
против Минфина США
Стоит отметить, что олигарх не отступает и не сдается. Попав в апреле 2018 года под санкции, он вышел из активов , чтобы вывести ее из-под удара, зато подал в суд на Минфин США и ряд ведущих американских газет, распространявших, по его мнению, информацию, подрывающую деловую репутацию.
Что касается «Группы ГАЗ», то Дерипаска заявлял, что из-за санкций ряд поставщиков прекратил с ней сотрудничество, не конкретизируя, впрочем, что это за компании и сколько их. Например, «Фольксваген Рус», у которого сборочное производство на площадях Горьковского автомобильного завода, продолжил сотрудничество. Правда, в прошлом году концерн заявил о том, что переговоры о возможной покупке пакета акций «Группы ГАЗ» приостановлены, так они на протяжении последних нескольких лет то приостанавливаются, то возобновляются независимо от американских санкций.
В остальном сложно понять, какой вред «Группе ГАЗ» могут нанести санкции Минфина США: продукция Группы не продается в Соединенных Штатах, акции не котируются на Нью-Йоркской фондовой бирже.
Создается впечатление, что Олег Дерипаска под благовидным предлогом проводит диверсификацию принадлежащих ему активов и пытается получить госсредства на безвозмездной и безвозвратной основе.
Впрочем, противостояние с Минфином США не ограничилось судебными исками. Сотрудники ГАЗа самостоятельно, как утверждается, провели автопробег против санкций, написали и разместили в сети YouTube антиминфиновский и антиамериканский рэп. Не обошлось и без пикетирования посольства США в Москве.
Весной прошлого года Дерипаска заявил, что готов избавиться от владения «Группой ГАЗ», если ситуация с санкциями не изменится. Тогда нижегородский предприниматель сообщил публично, что готов выкупить долю Дерипаски. Как видим, все пока ограничивается распродажей активов, отяжеляющих финансовые показатели «Группы ГАЗ», а прибыльные производства Дерипаска оставляет за собой.
В августе прошлого года Горьковский автозавод намеревался перейти на четырехдневную рабочую неделю, но позже отказался от этого.
Вместе с тем ГАЗ активно готовится к запуску в конце текущего года модели Gazel NN. Новый автомобиль будет оборудован тридцатью системами помощи водителю: камерами, радарами, ультразвуковыми датчиками.
Немного истории
Олег Дерипаска «зашел» на ГАЗ в 2000 году, скупив пакеты акций у крупных миноритарных акционеров. По неподтвержденной информации, многочисленные скупщики акций, обретавшиеся в то время в окрестностях автозавода, консолидировали эти ценные бумаги в интересах Дерипаски. Не доказана причастность олигарха к кампании черного PR «“ГАЗели”-убийцы», когда эфир всех федеральных телеканалов переполняли новости об авариях и крушениях «ГАЗелей», работавших тогда как маршрутные такси во многих российских городах. Считается, что кампания была направлена на снижение стоимости акций ГАЗа и скупку их по низкой цене. По крайней мере, когда Дерипаска стал владельцем ГАЗа, новости прекратились.
После нескольких неудачных попыток перезапустить производство легковой «Волги» (последний относится к 2008 году, убытки – $300 млн на покупку целого завода «Крайслер») его закрыли. Не стали выпускать пикапы и джипы, хотя такие планы всерьез рассматривались, в том числе по производству в середине двухтысячных лицензионного индийского внедорожника «Махиндра», который должен был стоить $20 тысяч.
На ГАЗе прошло несколько волн сокращения персонала, а дисциплина близка к полувоенной, как рассказывают многочисленные очевидцы. Тем не менее предприятие по-прежнему играет существенную роль в жизни не только Автозаводского района Нижнего Новгорода, но и областного центра и региона в целом. А вот от политической самостоятельности, свойственной ГАЗу в 90-е и примерно до середины 2000-х, на предприятии отказались: больше нет «депутатов автозавода» ни в Нижнего Новгорода, ни в Законодательном собрании Нижегородской области. Константин Барановский