Горемыка-2020
В России их несметное множество — сирот, не имеющих жилья.
Некоторое время назад пришло письмо от вчерашнего детдомовца Романа Васильева.
Кто он?
Употребим старинное слово: горемыка.
Роман написал, что выбрал меня адресатом, потому что знает, что я постоянно занимаюсь этим горем — неприкаянностью сирот. Стараюсь выбивать им жильё.
А ещё он очень увлечён литературой — много читает: классическую и современную прозу. И ему важно, что он обратился к автору книг.
«Выходные предпочитаю проводить в музеях или библиотеке, успешно участвую в творческих конкурсах, мечтаю стать педагогом...»
Рому бросила мама, отдала в детдом, была лишена родительских прав.
Прошли годы, Рома отучился на повара и слесаря по ремонту автомобилей, и перед ним, заслоняя всё, вырос простой и жуткий вопрос: где жить?
«Общаться на тему получения жилья социальный педагог со мной отказывался, ссылаясь на то, что я стал совершеннолетним и со своими проблемами должен разбираться самостоятельно. Я обратился за помощью в органы опеки в городе Волхове и в городе Ломоносове, где ответили, что квартира мне не положена...»
Растерянный мальчишка наедине с диким ветром.
Их таких не десятки даже, а сотни тысяч — лишних девчонок и мальчишек. Горемык.
Наконец, выяснилось, что у Романа имеется адрес постоянной регистрации в деревне Ретселя Ленинградской области, в доме бросившей его матери, где живёт её сожитель и ещё тьма народу.
Государство сказало Роману: жильё у тебя есть, а я тебе ничего не должно. Какая распространённая схема!
Так происходит повсеместно...
Чиновники сознательно не снимают сирот с регистрационного учёта по месту жительства их бывших родителей, а когда сироте исполняется 18 лет, сообщают: дальнейшее — твои проблемы.
Иди на кладбище или в тюрьму.
Или в то место, откуда тебя выбросили маленьким.
Роман пришёл в ту деревню, но, конечно, получил от ворот поворот — в том доме, как он пишет, «настроены агрессивно»...
И деваться горемыке некуда.
Я направил письмо Романа и депутатский запрос в Прокуратуру.
И вот — пришёл ответ.
Сироте положено отдельное жильё, а не попытки прибиться к тем, кто для него более чем чужие.
Прокурор Ленинградской области Б.П. Марков обратился в суд с иском к администрации района, требуя обеспечить Рому собственным домом.
Буду отслеживать ситуацию, не сомневаюсь, что теперь суд вынесет решение в пользу сироты.
Горько, что дальше, как водится, придётся бороться за выполнение этого решения.
Но важно, что дело сдвинулось.
Нужны масштабные решения.
Осенью Госдума будет рассматривать крайне важный законопроект о значительном увеличении квоты сиротского жилья в многоквартирных домах.
По этому вопросу мы договорились выступать единодушно с руководством Алтайского края, который, увы, занимает верхние строчки по бездомности сирот.
Поддерживает заксобрание Кузбасса.
Но есть неприятное подозрение, что законопроект могут прокатить.
Вернусь к этой теме.
Она не отпускает.
Письма юных людей, брошенных родными и государством, идут непрестанно.
Буду рад, если Рома Васильев, внимательный читатель литературы, надеюсь, будущий школьный учитель литературы, начнёт писать для журнала «Юность» — житейские очерки или рецензии на книги. И гонорар ему оформим.
Ежедневно наблюдаю, сколько их в стране, талантливых и сильных молодых людей, жаждущих реализации...
Только что журнал «Юность» устраивал мастер-классы для молодых писателей на Тавриде и сразу же продолжился литературной школой в Красноярске.
Но из того же Красноярска — обращения юных, не имеющих своего угла...
Рад, что каждый месяц выходят яркие номера легендарной «Юности»: печатаются как знаменитые и маститые, так и 20-летние, которых в каждом номере львиная доля. И у скольких в текстах — боль неприкаянности и ненужности, отчаянье из-за подлой несправедливости...
Тем временем новость от моих друзей из Челябинска: там завершился фестиваль уличного искусства «Культурный код». Самые амбициозные граффити украсили дома мегаполиса. На зданиях появились символичные для региона изображения: верблюд времен Великого шелкового пути и портрет физика и основателя Института атомной энергии Игоря Курчатова. Главная миссия проекта заключается в формировании нового облика российских городов. Фестиваль стал уникальной возможностью для молодых художников творчески реализоваться. Обязательно предоставлю им пространство «Юности».
Но из того же Челябинска — письма от сирот...
Изображение горемыки с котомкой на доме, в котором ему никогда не жить, тоже могло бы стать символичным.
Кстати, что характерно рядом с потерянными горемыками появляются народники-добровольцы.
Не чиновники с их враньём и отписками, а молодые и неравнодушные, которые стараются помочь тем, кому совсем худо.
Вот и вместе с письмом сироты Ромы Васильева я получил трогательное письмо от волонтёра Екатерины Ключко. Она подробно живописует таланты Ромы, рассказывает, как «трудолюбиво и целеустремленно идёт он по выбранному жизненному пути», обещает поддерживать его и дальше.
Так посторонние становятся родными.
Верю в молодую самоорганизацию.
Сироты и им сочувствующие должны заставить с собой считаться.
Государство, вроде бы озабоченное вымиранием страны, обязано начать реально помогать сотням тысяч молодых, которые не то что семьи не могут завести — не знают, будут ли завтра живы.