Полуразрушенными в ДФО пунктами пропуска займутся в правительстве страны 

Полуразрушенными в ДФО пунктами пропуска займутся в правительстве страны
Фото: Российская Газета
Во время своей рабочей поездки по ДФО видел он только один временный переход в Благовещенске через границу с КНР — возле недавно построенного моста через Амур. Но состояние этого пункта пропуска и заслушанный доклад о положении дел в остальных позволили премьер-министру сделать вывод, что они, не обустроенные как положено, «портят у всех приезжих впечатление о стране».
Между тем дальневосточникам уже надоело сгорать от стыда за пункты пропуска на российской стороне, построенные в сарайно-барачном стиле. Они по-прежнему находятся в том же виде, что и 30 лет назад, когда только начинался обмен туристами между РФ и КНР. И конечно, давно не отвечают своему назначению, не соответствуют возросшему потоку туристов и грузов, не имеют элементарных удобств для работы пограничников и таможенников. Нельзя говорить о наличии хоть какой-то инфраструктуры для туристов, если в зданиях ПП или на подъезде к ним нет даже туалетов.
— Был у меня турист из Новой Зеландии. Увидел переход в Краскине — этот двухэтажный сарай! — и… извините, у него отвисла челюсть. Он был не удивлен даже, а просто напуган. Там часто отключают электричество, уж не знаю, почему. И вот группа из 40 человек ждет пока таможенник полезет на крышу и соединит какие-то проводки, чтобы компьютер заработал от генератора, — рассказывает руководитель тургрупп из Владивостока Светлана Ляпина.
"Свинство полное! Особенно ощущается после прохождения китайской границы… Случается, ждем перехода границы на нейтральной территории три часа в автобусе, и все это время даже в туалет не сходить. Это же унижение родной страны!", — самое распространенное мнение в Сети о пунктах пропуска в Приморье. Автор этих строк не припомнит на погранпереходах даже стелы с указанием, что гость из КНР въехал на территорию России. Может, оно и правильно…
С 2016 года в отношении подрядчиков, приступавших к строительству пунктов пропуска на Дальнем Востоке, было заведено 13 уголовных дел На долгое время инфраструктура части пунктов пропуска (здания, оборудование, подъездные дороги) была отдана бизнес-структурам. Практика конца 1990-х — начала 2000 годов, когда многое из госсобственности передавалось предпринимателям, коснулась и границы. Объяснялось это стремлением качественно изменить отечественные погранпереходы, придать им, можно сказать, европейский лоск. Считалось, что частник-хозяйственник с этой задачей справится лучше, чем государство. Лоска, однако, не получилось, скорее наоборот. И тогда государство начало пытаться вновь брать эти объекты под свое крыло — вначале ответственность за них возложили на Федеральное агентство по обустройству госграницы, а после его ликвидации в феврале 2016-го года — на  и его структуру — Росгранстрой.
В начале 2019 года вице-премьер — полпред президента РФ в ДФО  выступил с инициативой выкупа имущества ПП, чтобы привести их в порядок. Но и качественного возврата в госсобственность даже по поручению президента РФ, данному в октябре 2019-го, не вышло. Как следует из материалов , обнародованных в мае текущего года, из пяти пунктов пропуска, находящихся в Приморье на границе в КНР, в федеральную собственность за 150 миллионов рублей выкуплены четыре: «Пограничный», «Полтавка», «Краскино» и «Турий Рог». «Марково» отказался продавать собственник, кроме того, помешал и имевшийся судебный запрет на совершение регистрационных действий с этим зданием.
Счетная палата также выявила нарушения, допущенные при приобретении ПП в госсобственность. Среди них — завышение территориальным управлением Росимущества стоимости инфраструктуры пунктов «Турий Рог» и «Краскино» при выкупе на 6,5 миллиона рублей.
— То есть в полтора раза, — констатировал аудитор .
При этом, отмечают специалисты, есть сомнения в экономической целесообразности приобретения в государственную собственность некоторых автомобильных ПП, так как есть планы по сооружению зданий ПП рядом с этими существующими. Более того, строительство уже шло. Но подрядчики, с которыми Росграница и Росгранстрой заключали контракты на возведение новых комплексов «Пограничный» и «Краскино», обязательства не выполнили. И из федерального бюджета на незавершенные объекты с 2011 года потрачено, соответственно, 582,4 и 897,4 миллиона рублей.
Памятна в Приморье и история 2013-го, когда следственный департамент возбудил уголовное дело о махинациях при обустройстве госграницы. Тогда правоохранители обнаружили хищения при реконструкции железнодорожного пункта пропуска «Адлер» в Краснодарском крае и автомобильного пункта пропуска «Пограничный» в Приморье. Были арестованы замглавы Росграницы , экс-замруководитель Росгранстроя Сергей Козленков и нескольких их подчиненных и предпринимателей. Главе Росграницы удалось бежать за пределы страны. Но в итоге он был арестован и осужден.
Как доложили в Благовещенске, с 2016-го в отношении компаний, приступавших к строительству ПП на Дальнем Востоке, было заведено 13 уголовных дел. Председателя правительства такой факт удивил: «Что, все четыре года все подрядчики оказывались уголовниками?»
Проблему управления пунктами пропуска в правительстве будут решать срочно. Премьер пообещал.
Кстати
В начале августа во Владивостоке прошло межведомственное совещание по теме модернизации автомобильных пунктов пропуска через госграницу «Пограничный» и «Марково» и объектов транспортной инфраструктуры. Из скупого сообщения Росгранстроя следует, что есть «концептуальные решения проектов реконструкции». В настоящее время в рамках федерального проекта «Логистика международной торговли» нацпроекта «Международная кооперация и экспорт» разрабатывается проектная документация на реконструкцию автомобильного ПП «Марково». Завершение работ намечено на 2022 год. Федеральной целевой программой «Государственная граница…» предусмотрена реконструкция пункта пропуска «Пограничный». Закончить работы здесь планируют в декабре 2023 года.
Видео дня. Forbes составил рейтинг самых щедрых миллиардеров Америки
Комментарии
Читайте также
Новости партнеров
Новости партнеров
Больше видео