Экономика
Компании
Рынки
Личный счет
Недвижимость
Курсы валют
Конвертер валют
Курс доллара
Курс евро

Пять километров на "квадрат"? А нужно втрое больше!

Екатеринбург считается третьим мегаполисом России по уровню автомобилизации после Самары, Краснодара и Санкт-Петербурга. Подсчеты аналитиков разнятся, но в среднем расклад получается примерно одинаковый: от 300 до 400 автомобилей на тысячу человек. Повод для гордости? Несомненно – но и для тревоги тоже.

Пять километров на "квадрат"? А нужно втрое больше!
Фото: УралинформбюроУралинформбюро

"Штопор" от пробок – в стандарте ДОМ.РФ

Видео дня

Особенно в этом смысле тревожно за новые районы, где темпы сдачи жилых домов высоки, а вот объемы строительства автомагистралей не впечатляют. Взять, к примеру, самые знаковые районы-новостройки: Академический, Солнечный и Широкую Речку. В статистике сервиса "Яндекс.Пробки" улицы этих районов – одни из самых "топовых".

Так, в 8.30 утра и 18.30 вечера (самое "пиковое" время, когда горожане едут на работу либо с работы) серьезные (местами до 1,5 километра) заторы из автомобилей вырастают на улицах Соболева, Светлореченской, Вильгельма де Геннина, Амундсена, Ручейной (выезд из Мичуринского на Суходольскую).

Причина не только в несовершенстве местной улично-дорожной сети, но и в человеческом факторе. Сегодня в указанных районах проживает в совокупности свыше 135 тысяч человек. Или, в переводе на города, все население таких немаленьких муниципалитетов, как Нефтекамск или Кисловодск.

Цифры взяты отнюдь не с потолка: численность жителей Широкой Речки указана в недавно утвержденном мэрией проекте развития района до 2035 года, а про то, что население Академического уже перешагнуло стотысячную планку, заявил в июле текущего года в ходе посещения восьмого района города глава Екатеринбурга .

Как же на этих территориях обстоит дело с современными автомагистралями 1-й и 2-й категории (способными пропускать ежедневно от 6 тысяч до 14 тысяч автомобилей)? Увы, список таких дорог невелик: улицы Вильгельма де Геннина, Краснолесья, Амундсена, Суходольская, Светлореченская.

Сеть улиц местного значения тоже оставляет желать лучшего: например, ее плотность в Солнечном составляет всего 4,7 километра на квадратный километр территории. На Широкой Речке этот показатель чуть больше: порядка 5 километров на "квадрат". Но, согласно разработанному ДОМ.РФ стандарту развития территории, в идеале это соотношение должно быть не меньше 15 километров дорог на квадратный километр площади района.

Цена дорожного комфорта – миллиард

Широкая Речка постепенно преображается. Фото: atomstroy.net

Стандарт ДОМ.РФ упомянут здесь не для красного словца. Например, его требования в Екатеринбурге уже успешно применяются при строительстве жилого комплекса в микрорайоне Краснолесье. Но это всего лишь один жилой комплекс. В границах той же Широкой Речки сегодня реализуют свои девелоперские проекты сразу пять крупных компаний: "Атомстройкомплекс", "Синара-Девелопмент", "Астра-Девелопмент", "Брусника" и . И этим компаниям полноценная дорожная сеть рядом с новостройками нужна как воздух.

"Сегодня в городе строительство не очень сильно привязано к дорогам, дороги "догоняют" жилую застройку опаздывающими темпами. Я, например, не знаю в городе районов, где раньше жилья появилась бы сформированная сетка дорог, - посетовала в беседе с "Уралинформбюро" замдиректора по девелопменту компании "Атомстройкомплекс" . - Обычно сначала строится жилье, потом подводятся дороги. Пожалуй, эти процессы должны быть синхронизированы, чтоб люди могли комфортно добираться до места их жительства, в том числе и общественным транспортом. Ведь не секрет, что любая развитая инфраструктура, в том числе дорожная, парковая, социальная, положительно влияет на стоимость и привлекательность жилой застройки".

Инструментов для синхронизации процессов у администрации города сегодня не так уж много: строить новые дороги и ремонтировать существующие. И для того, и для другого нужны деньги, причем немалые.

Например, для реализации только двух дорожных проектов – продления улицы Чкалова до проспекта Академика Сахарова, а улицы Академика Парина (бывшая Тимофеева-Ресовского) - до улицы Рябинина муниципалитет потратит в текущем году в общей сложности 486,2 миллиона рублей. А строительство улицы Рябинина между Сахарова и Парина муниципалитет оценил в еще более серьезную сумму: 553,3 миллиона рублей. В совокупности три относительно небольших улицы вытянут из горбюджета свыше миллиарда рублей.

Рост дорог ускорит ЧГП

Разумеется, дороговизна задачи не отменяет ее выполнения. Так, в феврале 2020 года вице-мэр Екатеринбурга по вопросам капстроительства и земплепользования Алексей Бирюлин анонсировал планы по строительству транзитной эстакады по Объездной дороге и развязки Амундсена — Объездной. Нынешним летом на этом объекте стартовали работы по возведению надземного путепровода. Во время недавнего объезда Ленинского района мэр Екатеринбурга пообещал: "Думаю, в следующем году горожане уже увидят реальные результаты".

С нетерпением ожидают жители двух районов (а вместе с ними и застройщики) открытия после почти трехлетнего строительства "смычки" между улицами Тенистой (Широкая Речка) и Краснолесья (Академический). В июле 2020 года глава Екатеринбурга Александр Высокинский проинспектировал ход работ на этом объекте. Новая магистраль будет оборудована четырехполосным полотном, широкими тротуарами, велодорожками и удобными съездами к домам в прилегающем частном секторе. Движение по трассе будет запущено уже в начале сентября.

Дорога между Академическим и Широкой Речкой скоро будет сдана в строй. Фото: Федор Серков, екатеринбург.рф

Привлекаются к проектам по "расшивке" узких мест на магистралях "дальнего Юго-Запада" и средства нацпроекта "Безопасные и качественные автомобильные дороги" (БКАД). Например, в 2019 году в рамках нацпроекта был отремонтирован участок улицы Амундсена между Объездной дорогой и улицей Мостовой. А в текущем году деньги БКАД планируется вложить в капремонт улиц Суходольской, Светлореченской и Краснолесья.

Но правильно ли, что муниципалитет и государство взваливают на себя "дорожные" заботы? Не должны ли подключиться к процессу и сами застройщики, возводящие жилье на "целинных" территориях - хотя бы в части затрат на проектирование?

Так в ряде случаев и происходит, как свидетельствует практика некоторых компаний-застройщиков. Дорожная сеть проектируется ими на основании техзаданий от УКС города, и в соответствии с потребностями микрорайонов, которые там развиваются. К сожалению, у городских властей не всегда достаточно ресурсов для строительства улично-дорожной сети в соответствии с этими проектами. Возможным решением могут стать совместные с застройщиками программы частно-государственного партнерства. При такой модели застройщик берет на себя обязательство за свой счет запроектировать тот или иной социальный объект или дорогу - а город, со своей стороны, помогает застройщику войти в какую-либо целевую программу, чтобы строительство микрорайонов и строительство социальной инфраструктуры шло параллельно.

Не исключено, что именно такой принцип в перспективе будет применен для развития улично-дорожной сети Широкой Речки. "Долгоиграющий" проект развития района был в августе текущего года утвержден горадминистрацией. Он, в частности, предусматривает к 2035 году увеличение "суммарной УДС" на этой территории до 38,9 километра, в том числе за счет строительства и продления существующих улиц.

Евгений СУСОРОВ