«Бирюзовые» компании: с чего начинаются организации будущего

Резкий скачок популярности теории «бирюзовых» организаций (она же — теория спиральной динамики развития) в России произошел в связи с переводом работы Фредерика Лалу «Открывая организации будущего». Теория отлично подошла нескольким растущим и оформляющимся российским сообществам: «Живые города», Сколково, технопарки, бизнес-форумы, затрагивающие вопросы ценностей и др. О том, на каких принципах строятся такие организации, объясняет Евгений Дубовой, старший бизнес-консультант компании «Аптайм». Вокруг «бирюзовых» много мифов и путаницы. Часть неразберихи ввел сам Лалу, не совсем точно переработав первоисточник (теорию К. Грейвза) и смешав два уровня спирали — желтый и бирюзовый. Часть продолжают вносить толкователи третьего, четвертого и последующих поколений, каждый из которых толкует модель, исходя из своей парадигмы мышления (или Ц-мема по Грейвзу). Сейчас принято считать, что «бирюзовые» элементы в управлении и организации внутренних процессов могут позволить себе только крупные компании: большие банки или широко известные технологические IT-компании (типа Google). Но в действительности многое зависит от личного уровня зрелости лидера компании, его ценностей, взглядов на мир и способности привлечь сотрудников, разделяющих схожие ценности. Зачастую инструменты «бирюзовой» организации легче использовать на самом старте компании. Так, например, считает совладелец и управляющий директор Модульбанка Олег Лагута: «Владелец компании должен рассказать сотрудникам о плюсах схемы и сам ее придерживаться с самого начала, например, мы в Модульбанке никогда не сидели в отдельных кабинетах, всегда работали рядом с сотрудниками». В работе с бизнесом в разных отраслях — производство, ритейл, медицина или строительство — мы часто сталкиваемся с тем, что при организации своего бизнеса собственник акцентирует внимание не только на обязательные показатели по окупаемости вложений и доходности, но и на цели, ценности и корпоративную культуру своей компании. Что же отличает «бирюзовые» организации, и какие «бирюзовые» инструменты управления применимы к небольшим компаниям? Такие компании напоминают живой организм, их также называют «организации будущего» или «живые организации». Фундаментальными принципами их жизни являются: Таким образом, поскольку «хороших» и «плохих» инструментов в «бирюзовом» мышлении нет, не существует «единственно верного пути». А инструментами «бирюзовых» компаний могут быть любые хорошо работающие и адекватные текущему положению дел подходы. 1. Главным «бирюзовым» инструментом смело можно назвать самого лидера компании, разделяющего ценности и принципы «бирюзовых» организаций. Его осознание себя, своей компании, ее миссии и отношения к людям, создающим компанию вместе с ним, и формируют «бирюзовую» среду организации. Принципы и характеристики такого лидерства: 2. С точки зрения организации структуры и процессов в «бирюзовых» компаниях хорошо работают: 3. Гибкое планирование 4. Открытые для всех сотрудников (прозрачные) финансовые показатели бизнеса: В России «бирюзовый» метод пробуют в разной степени «ВкусВилл», «Фабрика Окон», «Аскона», Mindbox, банк «Точка», бухгалтерская компания «Кнопка», 2 ГИС, NPMгрупп, Сбербанк и т.д. И множество небольших компаний успешно внедряют отдельные инструменты и принципы «бирюзы» для гармоничного развития компании. Фото Pixabay

«Бирюзовые» компании: с чего начинаются организации будущего
© HR-tv.ru