В России с 17 августа стартовал эксперимент по досудебному обжалованию решений государственных учреждений на едином портале госуслуг. Пилотный проект входит в программу "Стратегии цифровизации 2020" и направлен на максимально простой и быстрый путь взаимодействия чиновников с населением. Предполагается, что срок рассмотрения обращения составит от 2 до 15 рабочих дней. Адресатам предстоит выбрать один из вариантов: приостановить решение инстанции, отменить его полностью или частично, заменить другим либо признать действия проверяющих незаконными, оставить жалобу без удовлетворения. По данным портала госуслуг, россияне уже пишут заявления с помощью нового сервиса. Больше всего жалоб в августе поступило от жителей Москвы (3 833), Краснодарского края (2 627), Тюменской (2 516), Московской (2 173) и Свердловской областей (1 544). Чаще всего люди обращались по вопросам, связанным с получением сертификата на материнский капитал, выплатами на детей-инвалидов, предоставлением информации о ходе исполнительного производства. Скриншот сайта госуслуг Как рассказал "Уралинформбюро" адвокат Андрей Еланцев, российские ведомства используют электронную систему подачи заявлений от граждан, однако не всегда по ним отвечают. Он считает, что на госуслугах будет иной подход к обращениям, который не позволит дать отписку. "На решения чиновников всегда можно было подать жалобу, в том числе через сайт любой организации - прокуратуры, ФССП, администрации президента. Если на сайтах госорганов заявления порой игнорировались, то тут не ответить уже не получится", - подчеркивает Еланцев. Ожидается, что централизованный подход будет удобен в том числе тем, что между автором и адресатом сохранится электронная переписка. "На госуслугах ответ придет с подписью. А через сайты госорганов приходят ответы не всегда подписанными. Порой это бывает не скан документа, а лишь темная фотография решения", - подчеркивает юрист. Андрей Еланцев. Фото с его страницы в Facebook Директор ЕСПЧ-Навигатор.РФ Антон Бурков отмечает, что в существующих системах для подачи различных обращений есть несколько недочетов. В пример он приводит ГАС "Правосудие", где, по его словам, несколько раз нужно вводить ФИО и другие данные заявителя. Подготавливая документы в Минюст, который уполномочен заниматься исполнением решений постановлений ЕСПЧ, эксперт и вовсе был сбит с толку. "Когда я находился в США, мне надо было направить заявления об исполнении решений ЕСПЧ (постановлений). Из-за отсутствия электронной печати единственный способ во время коронавируса оказался не иначе как в бумажном виде. А это еще во времена пандемии, когда бумажное письмо идет очень долго", - сетует правозащитник. Антон Бурков. Фото: его страница в Facebook По задумке разработчиков для написания заявления на госуслугах физлицу будет достаточно зайти в личный кабинет, для предпринимателя понадобится электронная подпись. Опция досудебного обжалования особенно актуальна на фоне ограничительных мер, когда люди порой сталкиваются с проблемами, которые нужно решить сразу в нескольких ведомствах. "Например, в мае я отправлял заявления в три органа - Госдуму, Минфин, ФНС. Я застрял в США во время коронавирусных ограничений, и превысил 182 дня нахождения за границей, из-за чего у меня увеличился налог с 13 до 30%. Мне пришлось обжаловать данный вопрос, - комментирует Антон Бурков. - Выяснилось, что Госдума приняла поправки - в России в 2020 году можно находиться 93 дня, чтобы оставаться резидентом и не платить повышенный налог. Сервис на госуслугах может, думаю, решить подобные вопросы, и не надо будет обращаться в разные инстанции". Первыми, кто опробовал функцию подачи жалоб на госуслугах, стали медики. Случаи с задержками и отказами "коронавирусных" выплат оказались настолько частым явлением, что на портале создали профильный блок по решению данных вопросов. Как полагает Андрей Еланцев, опыт оказался успешен, как для врачей, так и для самих чиновников. "Возможность жаловаться на должностное лицо стимулирует его вести себя адекватно, так как все, что касается контроля и надзора, приносит определенные плоды. Чиновник должен знать, что за результатами его действий может последовать ответственность", - резюмирует адвокат. По словам Еланцева, в России невысокой уровень правовой грамотности, и обычно люди первым делом обращаются в прокуратуру, откуда впоследствии жалобу перенаправляют в соответствующую инстанцию. Из-за этого надзорное ведомство завалено обращениями. Досудебный сервис может значительно облегчить жизнь этих и многих других специалистов. Картину с кляузами и ябедами ярко описывал в своих рассказах Михаил Салтыков-Щедрин. Нынешний эксперимент продлится до 30 июня 2021 года - тогда и посмотрим, куда он приведет. Надежда ГААГ

Государство ябед
© Уралинформбюро