Страх и жадность. Почему омичи попадаются на удочку мошенников

С начала года в регионе зафиксировали более трёх тысяч дистанционных преступлений. Причинённый омичам ущерб исчисляется миллионами рублей. О борьбе с дистанционным мошенничеством эксперты разговаривали сегодня в Международном пресс-центре "МКР-Медиа". По словам заместителя начальника управления уголовного розыска МВД России по Омской области Владимира Белова, за последние несколько лет дистанционные мошенники значительно активизировались. Если в 2015 году насчитывалось 304 подобных преступления, то в 2019 году их стало уже 3385. "Количество такого рода преступлений выросло в сто раз. За семь месяцев 2020 года их уже зафиксировано 3180" , - привёл данные Владимир Белов. Основной вид дистанционного мошенничества - звонок якобы от сотрудника банка. К такому способу обмана относится 42 % от общего числа подобных преступлений. Ещё 41 % - это интернет-покупки и продажи товаров в социальных сетях и на специализированных сайтах, 12 % случаев приходится на махинации с мобильными приложениями. Среди новых способов обмана правоохранители отмечают предложение о возмещении затрат на покупки БАДов и восстановление плохой кредитной истории. Владимир Белов - В большинстве случаев потерпевшие совершают не поддающиеся логике действия. Например, в одном из официально зафиксированных случаев женщина, пыталась оформить кредит в 150 тыс. руб., в качестве оплаты за медицинскую страховку и услуги консультанта отдала злоумышленникам в итоге 212 тыс. руб., - рассказал Владимир Белов. Заместитель начальника отдела безопасности Отделения "Омск" Банка России Виталий Романов сообщил, что из-за действий мошенников россияне лишились 1,4 млрд руб., в 2019 году эта сумма составила уже 6,5 млрд руб. Объём операций растёт с каждым годом. В 2018-м их количество было 417 тыс., а в 2019 году - уже 600 тыс. - Мы видим, что в период самоизоляции изменился формат взаимодействия мошенников с населением. Очень много информации и рекламы перетекает в социальные сети, и в качестве приманок очень много баннеров. Например, поставщики псевдофинансовых услуг - э то яркие лозунги: "Заработай с нами", "Заработай свой первый миллион", "Сделай свою первую инвестицию". Тут предлагают не финансовый продукт, а набор действий, чтобы якобы заработать деньги. Объём такой рекламы превышает объём легальной рекламы, - сообщил Виталий Романов. Павел Ложников Обезопасить себя от мошенников в современном обществе можно, уверен заведующий кафедрой "Комплексная защита информации" Радиотехнического факультета ОмГТУ, начальник Управления информатизации ОмГТУ Павел Ложников. Сегодня злоумышленники могут без участия потенциальной жертвы снять с её счёта деньги. - Вы должны понимать, что мы живём в 21 веке, и информация о вас в том или ином объёме разбросана по разным базам данных: у банков, мобильных операторов, интернет-магазинах. Программное обеспечение постоянно модернизируется, мошенники находят уязвимые места, происходит утечка информации. На некоторых сайтах можно провести транзакцию без СМС-сообщения или push-уведомления. Большинство банков вводят дополнительные меры безопасности для своих клиентов, - отмечает Павел Ложников. - Если вы часто совершаете покупки в интернете, то лучше иметь отдельную карту, на которой будут средства, которые вы готовы потерять - такой определённый лимит. Сегодня к одному счёту можно привязать несколько карт. Страх и жадность - такие качества человека позволяют ему быть обманутым, уверен психотерапевт, психолог-консультант Сергей Гудков. Подтверждая по телефону свои данные "сотруднику" банка несколько раз, человек вовлекается в "цепочку согласия". - Существует психологическая инерция, когда мы делаем первое, второе, третье действие, то сложнее отказаться от последующих действий. Прошёл один платёж, второй. Очень сложно прекратить это, потому что это всё пошло по инерции. И это может произойти с любым человеком независимо от возраста или образования, - рассказал Сергей Гудков. - Ещё важный момент - дефицит времени, в течение которого предлагается решить проблему. У человека появляются такие эмоции, как страх и тревога, и на него идёт психологическое давление, человеку предлагают пути решения. Если вы понимаете, что у вас дефицит времени для решения такого вопроса, то отложите его. И, насколько мне известно, из банков сейчас по сомнительным операциям не звонят, они сразу блокируют счёт. Страх, жадность, дефицит времени - основные факторы, которые позволяют нам быть обманутыми.

Страх и жадность. Почему омичи попадаются на удочку мошенников
© Омск Здесь