Банкротство "ВИМ-Авиа" добралось до его совладельцев

Спустя два года банкротство дошло и до совладельцев "ВИМ-Авиа" ООО "Авиакомпания "ВИМ-Авиа", которая была обанкрочена почти два года назад, теперь желает той же участи и владельцам Рашиду Мурсекаеву и его супруге Светлане. Против них компания подала иск о банкротстве в Арбитражный суд Татарстана. Заявление было зарегистрировано три дня назад и пока не принято к производству. Сумма долга в карточке дела пока не обозначена. Конкурсный управляющий авиакомпании Вячеслав Кононов отказался от комментариев. Согласно последним данным "СПАРК-Интерфакс", Светлане Мурсекаевой все еще принадлежит доля уставного капитала в 99%, ее мужу — 1%. Богатая история перевозчика Авиакомпания была основана в октябре 2002 года. И ее создателями были не Мурсекаевы, генеральный директор фирмы "Аэрофрахт" Виктор Иванович Меркулов, из инициалов которого и составлена аббревиатура "ВИМ". Поначалу компанией владели только он и Олег Меркулов (судя по фамилии, один из родственников). В 2003 году в уставной капитал помимо них вошла Светлана Мурсекаева — Меркулов продал 75% акций "ВИМ-Авиа" ей и ее супругу Рашиду, но остался президентом компании до своей смерти в 2006 году. Через десять лет владельцами полностью стали Мурсекаевы. А в 2015 году впервые стало известно о финансовых проблемах перевозчика — компанию хотели обанкротить несколько крупных банков, но производство по большинству исков были прекращены. После этого в 2016 году "ВИМ-Авиа" нарастила перевозки и параллельно перерегистровалась из Москвы в поселок городского типа Богатые Сабы в Сабинском районе Татарстана. В апреле 2017 года "ВИМ-Авиа" приобрела 100% акций аэропорта города Братска, о продаже которого за 400 миллионов рублей недавно писало "Реальное время. Проблемы "ВИМ-Авиа" разгорелись с новой силой в 2017 году из-за постоянных задержек рейсов, вызванных нехваткой топлива. Глава Следственного комитета РФ Александр Бастрыкин тогда распорядился провести доследственную проверку. В СКР полагали, что авиакомпания "ВИМ-Авиа" продавала билеты, зная о невозможности перелета в указанные в билетах сроки. В сентябре Росавиация объявила об отзыве сертификата эксплуатанта у "ВИМ-Авиа" — по данным Ростуризма, за границей тогда находились 38,9 тысячи клиентов авиакомпании. Тогда же президент России Владимир Путин объявил о неполном служебном соответствии (тогда еще) министру транспорта Максиму Соколову из-за фактического прекращения работы авиакомпании — она заявила о прекращении полетов из-за нехватки оборотных средств и долгов перед контрагентами. Уже тогда правоохранительные органы не могли связаться с Рашидом Мурсекаевым. По данным СМИ, он уехал в Турцию. Через некоторое время Следственный комитет задержал генерального директора "ВИМ-Авиа" Александра Кочнева и главного бухгалтера компании Екатерину Пантелееву в рамках уголовного дела о хищении денежных средств пассажиров сотрудниками авиакомпании. Обоих отправили под домашний арест, уголовное дело в отношении них поступило в суд в конце 2019 года. В октябре 2017 года Следственный комитет сообщил о возбуждении уголовного дела "по факту преднамеренного банкротства "ВИМ-Авиа". В ведомстве уверены, что руководство компании поручало бухгалтерам искажать отчетность -оно заключало невыгодные сделки, выводя активы за рубеж: "Договоры влекли огромные финансовые затраты и, как следствие, заведомо приводили к неспособности юридического лица в полном объеме удовлетворять требования кредиторов по денежным обязательствам". Ущерб по делу на тот момент оценивался в 4,7 млрд рублей. Вскоре Следком возбудил еще одно уголовное дело и против самого Рашида Мурсекаева, а также Кочнева, Пантелевой и бывшего первого заместителя гендиректора Алевтины Калашниковой. По данным следствия, в 2015—2017 годах фигуранты дела приобрели у подконтрольных Мурсекаеву компаний авиационное топливо по завышенной стоимости. Следователи установили, что фактически "ВИМ-Авиа" под руководством Мурсекаева представляла собой мошенническую схему в виде пирамиды. В результате противоправных действий компаниям-контрагентам был причинен имущественный ущерб на сумму более 780 млн рублей. По этому суд заочно арестовал Мурсекаева. Он и Калашникова объявлены в международный розыск. В феврале 2018 года Арбитражный суд ввел процедуру наблюдения — начальную процедуру банкротства — в "ВИМ-Авиа". Авиакомпания, зарегистрированная в Татарстане, не смогла погасить долг перед компанией "Спектр-Авиа", переуступившей права требования одной из структур "Татнефти", ООО "РНГО". Размер долга составлял 3,7 млн рублей. В сентябре 2018 года компанию полностью признали банкротом. На тот момент временный управляющий "ВИМ-Авиа" Мария Булатова заявила, что в авиакомпании нашли признаки преднамеренного банкротства. Сейчас срок конкурсного производства продлен до 26 декабря 2020 года. Периодически конкурсный управляющий компании выставляет на торги ее имущество. Недавно на торги в который раз были выставлены два самолета Boing 757-200 за 1,13 млрд рублей, но покупать их пока никто не изъявил желания.

Банкротство "ВИМ-Авиа" добралось до его совладельцев
© Реальное время