Битва за дальневосточное небо. Вексельберг поможет Сахалину переиграть Якутию?
Олигарх из Москвы Несмотря на внимание со стороны региональных властей, проект южно-сахалинского аэровокзала долгое время буксовал. Впервые о нем заговорили еще в 2014 году: тогда планировалось привлечь к строительству южнокорейских инвесторов. Строительство началось три года спустя, начальная цена составляла 6 миллиардов рублей. Аэровокзал не достроили до сих пор, сроки сдачи несколько раз переносили: теперь объект намерены открыть в 2021 году. Выросла и цена – сначала до восьми, а затем до тринадцати миллиардов рублей. Вишенкой на торте стали известия о грядущей приватизации аэровокзала. Его намерены отдать миллиардеру Виктору Вексельбергу: компания олигарха является одним из ключевых инвесторов. Речь идет об управляющей компании «Аэропорты регионов», принадлежащей вексельберговской «Ренове». Именно она будет достраивать аэровокзал, а впоследствии станет его полноправным владельцем. Как пояснили ФедералПресс» в пресс-службе правительства области, новый аэровокзал передают в частные руки по инициативе Валерия Лимаренко. На этой неделе акции предприятия «Аэровокзал Южно-Сахалинск» внесли в уставный капитал акционерного общества «ДВ-Инвест». Последнее принадлежит «Аэропортам регионов» и создано совсем недавно – в июле этого года. То есть фактически правительство Сахалинской области станет акционером частной компании. К слову говоря, о возможной приватизации нового аэровокзала Вексельбергом говорят с начала 2020 года. Первые слухи об этом начались после увольнения начальника южно-сахалинского аэропорта Никиты Полонского. Однако треволнения местных элит по этому поводу начались совсем недавно – когда стало совершенно ясно, что аэропорт Вексельбергу отдадут почти наверняка. Многих смутила поспешность принимаемых решений. Как правило, в подобных случаях дела не решаются сходу: сначала стоимость акций оценивают в Минтрансе, затем выставляют их на торги… Кроме того, сахалинский аэровокзал является действительно лакомым кусочком. Заполучить его хотят многие крупные компании – например, «Базэл Аэро», управляющий аэропортом Владивостока. Само собой, нынешнее положение дел не устраивает конкурентов Вексельберга. Вероятно, именно с этим связан ряд публикаций в СМИ, критикующих приватизацию аэровокзала. Не сказать, что совсем безосновательно: к передаче аэровокзала уже имеются претензии у правоохранительных органов. Федеральная антимонопольная служба сейчас ведет проверку по факту передачи стройки компании олигарха. Болезненно реагируют на появление московского владельца и многие местные жители. Здесь в игру вступает пресловутая дальневосточная местечковость: мол, опять эти столичные понаехали, чтобы забрать наш хлеб. Тем более, что определенный географический подтекст в истории с аэропортом действительно есть. Авторами проекта первоначально стали как раз местные власти – а заканчивать его намерены москвичи. Сумеют ли они довести его до ума, пока не очень понятно. А примеров «федеральных» долгостроев Дальний Восток повидал немало. Лимаренко против Николаева «Аэровокал стал финальным аккордом южно-сахалинского экс-мэра Андрея Лобкина. Это был один из самых популярных островных градоначальников. Где-то пожар – Лобкин уже там, где-то наводнение – Лобкин там, помогает людям. Именно он приложил руку к появлению данного проекта. А это стройка ведь имеет значение для всего региона! Поэтому к ней приковано внимание большого числа сахалинцев», – рассказал «ФедералПресс» политолог Даниил Ермилов. Обратимся к подноготной происходящего. Почему управление аэропортом намерены отдать Виктору Вексельбергу – и причем здесь, собственно, губернатор? Ответ на второй вопрос довольно прост. Лимаренко пришел на губернаторский пост из «Росатома». Вексельберг непосредственно связан с «Росатомом» - его «Ренова» выступает соучредителем ряда совместных компаний. Ну и, конечно, не стоит забывать о плотном сотрудничестве в рамках «Сколково» - инновационным центром управляет именно миллиардер. Конечно, здесь есть определенные риски. Если по каким-то причинам стройка окажется провальной, ему наверняка припомнят тесное сотрудничество с миллиардером. Однако в данном случае риск оправдан – речь идет о борьбе за финансовые потоки в рамках всего Дальнего Востока. «Сахалин уже долгое время соперничает с Якутией из-за создания единой дальневосточной авиакомпании. Лимаренко хочет, чтобы ее создали на островах, Айсен Николаев мечтает основать ее на базе якутского перевозчика. Это ведь будет федеральный проект, туда потянутся большие деньги. Борьба идет не только на политическом уровне. Якутия и Сахалин меряются инфраструктурой. Здесь победителем выйдет тот, у кого будет более современный и мощный аэропорт», – рассказал «ФедералПресс» политолог Илдус Ярулин. Здесь глава Сахалина зашел с козырей, по максимуму использовав влияние в федеральном центре. Фактически, строительство аэровокзала получило как экономическую поддержку, так и политическую. Якутскому губернатору потягаться с такими тяжеловесами будет непросто. Тем более, что у компании миллиардера более чем широкий простор для федерального пиара. «Аэропорты регионов» владеют семью крупными объектами по всей стране. Один из них, ростовский «Платов», вообще является одним из наиболее «раскрученных» проектов Вексельберга. Его построили фактически в чистом поле в короткие сроки. Заметим, что проблем с его работой хватает – но с качеством объекта они не связаны. «Фактически, привлечение компании Вексельберга является гарантией реализации проекта. Олигарх непосредственно связан с Кремлем. Его участие позволяет контролировать ход строительства из федерального центра. Кроме того, у компании «Аэропорты регионов» имеется как опыт участия в подобных проектах, так и достаточно денег. В нынешней ситуации это серьезный козырь для Лимаренко», – считает Илдус Ярулин. Примечательно, что это далеко не первая точка пересечения интересов Якутии и Сахалина. Не так давно островной регион проиграл «битву за мост». Речь идет о строительстве двух новых переправ – Ленского моста в Якутии и моста с Сахалина на материк. Оба проекта требуют огромных денежных вливаний, так что одновременно их реализовать просто невозможно. Айсен Николаев сумел опередить Лимаренко, полностью подготовив проектную документацию и «протолкнув» проект в Кремле. Сейчас Якутия вовсю готовится к началу стройки – а Сахалину придется подождать ее завершения. Немаловажно, что на экономику области приватизация аэропорта не особенно повлияет. На стройке в любом случае приходится задействовать местных подрядчиков. Сахалин это все-таки остров, и доставлять туда технику и людей не так-то просто. Так что говорить о том, что сейчас москвичи-де лишат сахалинцев денег и работы, вряд ли справедливо. В конечном счете, простым жителям островов не так уж важно, кто будет руководить проектом. Главное, чтобы аэровокзал достроили вовремя – и чтобы он нормально функционировал. Фото: авиакомпания "Аврора", "ФедералПресс"