Войти в почту

НДС – еще один тормоз реиндустриализации России

В статье «Россия нуждается в реиндустриализации. Резервы есть», опубликованной на сайте Общественной службы новостей 10 сентября, показано, что главной причиной разрушения промышленности России являются высокие налоги, из-за которых производство на нашей территории становится невыгодным. В статье приведен перечень мер по исправлению ситуации. В том числе, предложения по совершенствованию подоходного налогообложения, налога на добавленную стоимость (НДС) и других. В новой статье Михаил Абрамов представляет конкретные конкретизированы рекомендации по совершенствованию НДС. Касается каждого Большинство российских граждан НДС и связанные с ним проблемы не интересуют. Но граждане должны знать, что примерно каждый шестой рубль при покупках они тратят на уплату НДС. Чтобы в этом убедиться, достаточно посмотреть содержание чека, который выдают в магазине. НДС применяют в большинстве стран. США – одно из исключений. Там применяют налог с продаж со ставками в разных штатах от 0% до 11,5%. НДС применяют в большинстве стран. США – одно из исключений Но в 2007 году в США был опубликован Доклад Управления налоговой политики Министерства Финансов США «Стратегия США в сфере налогообложения бизнеса в 21 веке.» Авторы исследования на основе анализа мирового опыта, вместо применяемого в других странах НДС и Налога на прибыль предлагают ввести в США Налог на деловую активность – Business activities Tax – BAT (БАТ). В докладе сказано: «БАТ – это налог на товары и услуги, проданные потребителям. Налоговая база БАТ равна валовой выручке предприятия от продажи всех товаров и услуг, минус расходы на закупки товаров и услуг (включая и закупки основных средств) от других бизнесов. Для экономики в целом, налоговая база БАТ – это продажи реальных товаров и услуг потребителям, поскольку продажи, реализуемые между бизнесами (В-to-В) вычитаются из налоговой базы этого налога. В целом, БАТ подобен НДС, применяемому многими странами мира. Однако, НДС в этих странах основан на методе «зачета по фактурам». В отличие от этого, исчисление БАТ основано на методе «вычета» (исключения). БАТ будет взиматься по ставке примерно 5%-6% и будет давать поступления, равные тем, которые приносят сейчас все действующие в США бизнес-налоги». Сумма БАТ, подлежащего уплате, полностью определяется величиной созданной предприятием добавленной стоимости и не зависит от действий его поставщиков и партнеров. По мнению авторов Доклада, введение БАТ позволит увеличить экономический рост в США ориентировочно на 2,0%-2,5%. Важнейший и сложнейший налог НДС – один из основных источников доходов российского бюджета. В 2018 году был собран НДС в сумме 6 016,7 млрд. руб. В том числе 3 574,6 млрд. руб. за товары, произведенные и реализованные в России, и 2 442,1 млрд. руб. за импорт. НДС составил 30,93% Федерального бюджета РФ. Именно весомость его для бюджета требует особого внимания к способам и порядку реформирования этого налога. Непосвященному человеку может показаться, что посчитать добавленную стоимость и налог с нее – задача для младшего школьника: купил за 100 руб., что-то доделал, «наварил» и продал за 150 руб., из них 50 руб. – добавленная стоимость; 20% от 50 руб. и есть НДС. НДС – один из основных источников доходов российского бюджета Но профессионалы знают, что это далеко не так. Более половины своего времени бухгалтеры тратят на НДС – на выколачивание счетов-фактур от поставщиков, проверку правильности их заполнения, подготовку документов для встречных проверок и т.д. Не зря же на входящем в «Новое содружество» заводе «Ростсельмаш» работают 200 бухгалтеров, а на входящем в то же «Новое содружество» тракторном заводе в Канаде работают 14 бухгалтеров. А всего в России работают около 3,5 млн. бухгалтеров – одна из самых популярных профессий. Налоговые органы тоже большую часть своего времени тратят на проверку уплаты НДС; в отношении уплаты этого налога проводится более половины встречных проверок. Самый проблемный налог в России Существующая процедура расчета НДС превратила налог в «глобальную головную боль». Манипуляции со счетами-фактурами или отсутствие счетов-фактур искажают реальную картину. Ситуацию усугубляет наличие разных ставок НДС для разных видов товаров, работ и услуг и разных налогоплательщиков. Те, кто применяет упрощенную систему налогообложения, НДС платить не должны. Основная ставка НДС равна 20%, но для многих видов продукции (некоторых видов продуктов питания, товаров для детей, книг и др.) ставка НДС составляет 10%, для некоторых – 0%. Экспорт НДС не облагается. Заметим, что недополученная сумма НДС (1,4 трлн. руб.) за товары (работы, услуги), освобожденные от уплаты НДС в соответствии со ст. 149 НК РФ, превысила в 2006 г. сумму НДС за товары (работы, услуги), реализованные в России – 924,2 млрд. руб. В последующие годы соотношения сохранились. Существующая процедура расчета НДС превратила налог в «глобальную головную боль» Парадокс, но, согласно Налоговому кодексу, налоговой базой налога на добавленную стоимость является не добавленная стоимость, а стоимость реализованной продукции. Еще один парадокс – НДС взимают с авансов, т.е. когда добавленная стоимость еще не создана. Третий парадокс – показателя «добавленная стоимость» и его определения вообще нет в Налоговом Кодексе. Существующие методика расчета НДС и система его администрирования открывают недобросовестным налогоплательщикам большие возможности для уклонения от уплаты налога и создают дополнительные проблемы для тех, кто хочет «заплатить налоги и спать спокойно». Именно с НДС связаны многочисленные конфликты между налоговиками и налогоплательщиками. Больше половины налоговых дел в арбитражных судах посвящены НДС. Половина осужденных предпринимателей сидят из-за НДС. Сложно собираемый налог В интервью «Ведомостям» 14 июля 2014 г. министр финансов А. Силуанов сообщил, что собираемость НДС в России составляет 94%, и он хочет повысить ее до 98%. Министра ввели в заблуждение. На самом собираемость НДС в России не превышает 30-40%. И это – оптимистическая оценка. Например, расчеты, выполненные по данным Налоговой инспекции Курской области, показали собираемость в регионе, равную 21,9%. В Курской области должны были собрать НДС в сумме 19,2 млрд. руб., а собрали 4,2 млрд. руб. Кто-то скажет, что нельзя судить о собираемости НДС по данным одной налоговой инспекции. Тем более, такие уклонения не позволит система контроля «АСК НДС-2». На самом собираемость НДС в России не превышает 30-40% Посмотрим, что говорят о собираемости НДС данные ФНС и Росстата. С отраслей, облагаемых НДС, например, в 2018 году, согласно Форме 1-НОМ ФНС, был собран НДС в сумме 3,57 трлн. руб., а валовая добавленная стоимость этих отраслей, согласно Росстату, составила 63,92 трлн. руб. То есть эффективная ставка НДС составила не 18%, а 3,57 : 63,92 х 100% = 5,6%. Таким образом, собираемость НДС составила 5,6 :18 х 100% = 31,0%. Большие потери несет бюджет из-за незаконного возмещения НДС при экспорте, который НДС не облагается. Например, с 2000 по 2012 год экспорт России вырос в 5,2 раза, а возмещение НДС – в 16 раз. Значительная доля НДС возмещалась незаконно. Можно предположить, что это продолжается и сегодня. «Всем выйти из сумрака»? В России одни уклоняются от уплаты налогов, чтобы выжить; другие – из принципа «зачем платить, если можно не платить». Но если обеспечить среднеевропейскую собираемость налогов, российская экономика получит большие проблемы. До сих пор никаких мер по исправлению ситуации Правительство РФ не принимало. Более того, процесс разрушения экономики ускоряется. Если обеспечить европейскую собираемость налогов, российская экономика получит большие проблемы Вот что говорил в 25 октября 2019 года Бизнес Омбудсмен Б.Ю. Титов: «С начала 2019 года в России закрылось 700 000 компаний. До конца года, при самом благоприятном прогнозе, закроется ещё около 300 000 организаций. Статистика ужасающая и крайне печальная. Но, к сожалению, власти этого не замечают, либо просто не хотят замечать. Если в 2018 годы ликвидацию компаний мы могли связать с закрытием «обнальных» контор, то в 2019 году большинство из закрытых организаций были белые и прозрачные…». Дело, конечно, не только в НДС, но роль НДС тоже нельзя преуменьшать. Критикуя – предлагай! Мы предлагаем: ввести показатель «добавленная стоимость» в качестве налоговой базы НДС и основного отчетного показателя деятельности предприятия; cнизить ставку НДС до 10% и сделать ее единой для всех; считать НДС, подлежащий уплате в бюджет, «прямым» способом как произведение ставки налога на добавленную стоимость, которая определяется как сумма зарплаты, прибыли, амортизации и уплаченных налогов (кроме НДС), – в этом случае возмещения НДС будут не нужны; сократить число льготников (неплательщиков) по НДС; 50% НДС оставлять регионам, что компенсирует их потери из-за предлагаемого нами введения минимального необлагаемого подоходным налогом дохода в размере 20 тыс. руб./мес. (сегодня НДС полностью поступает в Федеральный бюджет, а подоходный налог поступает в бюджет регионов); отменить или существенно уменьшить ставку возмещения НДС экспортерам сырья и полусырья (нефти и нефтепродуктов, газа, удобрений, металлов). Суть предложения Мы предлагаем привести содержание НДС в соответствие с его названием. Он ведь называется налогом на добавленную стоимость, так пусть добавленная стоимость и станет его базой. При этом счет-фактура остается обязательным первичным документом в соответствии с НК РФ. Но перестает быть актуальной п. 2 Статьи 169 НК РФ с требованиями к счетам-фактурам. В связи с тем, что счета-фактуры заполняет контрагент, добросовестный налогоплательщик обеспечить эти требования не может, что служит причиной большинства его конфликтов с налоговыми органами. Для тех, кто не будет пользоваться «вычетами» и «возмещениями», эта проблема отпадает. Мы предлагаем привести содержание НДС в соответствие с его названием. Кроме того, вырастет конкурентоспособность предприятий, работающих на упрощенной системе налогообложения (УСН) и не платящих НДС – покупаемая у них продукция не будет влиять на сумму уплачиваемого налога плательщиком НДС. В настоящее время плательщики НДС избегают что-то покупать у неплательщиков. Реализация наших предложений позволит существенно улучшить предпринимательский климат – упростится администрирование НДС, будут исключены проблемы уплаты НДС с авансов (платить не надо, т.к. авансы не являются добавленной стоимостью) и незаконных возмещений, станут ненужными книги покупок и продаж, встречные проверки, судебные споры по всем этим поводам, снизится налоговая нагрузка на предприятие и ему будет безразлично, является ли плательщиком НДС его поставщик и насколько честно он платит НДС в бюджет. Будут существенно снижены розничные цены, сократится число дотационных регионов, доходы бюджета вырастут на 1,5-2,0 трлн. руб. ежегодно. С подробностями и обоснованиями наших предложений можно ознакомиться на сайте ЭАЦ «Модернизация» (раздел «Наши труды»). Сообщение НДС – еще один тормоз реиндустриализации России появились сначала на Общественная служба новостей.