Как состоятельные россияне отреагировали на кризис
Обеспеченные россияне ответили на финансовые вызовы коронакризиса удвоением долларового чека, ростом количества инвестиций в рублях и заботой о семье. О финансовых привычках состоятельных клиентов — директор по стратегическому анализу СК «Росгосстрах Жизнь» Иван Чубарь. Владимир Вяткин / РИА Новости Россияне ответили на пандемию и сопутствующий ей кризис закупкой гречки, замороженных овощей, пельменей, консервов, риса и макарон. А, например, жители Австралии, США, Германии, Канады и Японии — охотой за туалетной бумагой, которая в считанные дни стала дефицитом в магазинах. А что предпринимали в кризис состоятельные люди? Ведь, как говорят, в кризис бедные беднеют, а богатые богатеют. Мы проанализировали базу прайвет-клиентов нашей компании (тех, кто инвестирует от 15 млн рублей, в том числе в разгар пандемии и самоизоляции) и выделили несколько очень интересных привычек, которые помогают им сохранять уровень жизни даже в кризисных ситуациях. Речь идет не об эксцентричных долларовых миллиардерах типа Уоррена Баффета, который выпивает несколько банок колы в день, или основателя IKEA Ингвара Кампрада с его маниакальной экономией и поездках на работу на обычном автобусе. Речь о тех людях, которым удалось скопить больше 15 млн рублей и которые живут в России. Возможно, именно эти привычки смогут помочь вам начать откладывать деньги и достичь финансовых высот уже в обозримом будущем. Привычка №1: думают о будущем своих детей Большинство тех, кто инвестирует больше 1 млн рублей, думает о будущем своих детей и откладывает деньги на хорошее образование для них. Они копят на будущее своих детей и внуков, чаще всего — на хорошее образование, в том числе за границей. Особенно — в кризис. Привычка №2: планируют свое будущее Многие просят прайвет-менеджеров составить (или скорректировать) уже готовый финансовый план, и часто это финансовый план не на год, а на пару десятилетий вперед: они ставят цели, очередность их достижения и выбирают финансовые инструменты для того, чтобы этих целей достичь. Это резонно: ставки по депозитам падают, прежние инструменты для сохранения сбережений и инвестиций перестают работать и приносить привычный доход, а ситуация с пандемией охватила весь мир и закрыла границы. Мы заметили, что состоятельные клиенты стали чаще покупать «длинные» продукты и добавлять в свои инвестпортфели новые долгосрочные инструменты. Привычка №3: одновременно рискуют и защищают Когда наступил кризис и все упало, многие состоятельные клиенты пришли к нам с вопросом, как им заработать на подешевевших акциях. Привычка искать финансовые возможности там, где обычный человек видит проблемы, часто отличает состоятельных людей. В первом полугодии 2020 года количество инвестиций в рублях в фондовый рынок (с помощью ИСЖ) у наших прайвет-клиентов выросло почти вдвое по сравнению с прошлогодними цифрами за тот же период. При этом одновременно у прайвет-клиентов — впрочем, как и у всех остальных — стал гораздо более явным запрос на защиту инвестиций; этим трендом тоже можно объяснить рост договоров ИСЖ, которые обеспечивают 100-процентный возврат вложенного капитала и возможность хорошо заработать на фондовом рынке. Ну и, конечно, традиционной «тихой гаванью» остались доллары: средний долларовый чек по нашим договорам вырос вдвое, хотя число договоров осталось примерно на прошлогоднем уровне. Привычка №4: думают о наследстве Состоятельных клиентов очень интересует проблема передачи сбережений по наследству и возможности упростить жизнь наследникам. Они думают о будущем тех, за кого отвечают. Две трети наших прайвет-клиентов выбирают НСЖ-продукт «Адресный капитал», который как раз призван решить эту проблему: если на вступление в права наследства требуется минимум полгода, то тот, на кого оформлен «Адресный капитал», может получить выплату в течение 14 дней. Привычка №5: думают на далекую перспективу Еще одна из финансовых привычек, которые свойственны состоятельным клиентам, — инвестировать вдолгую. За время коронакризиса срок инвестиций у наших клиентов вырос: на треть увеличились продажи 5-летних полисов ИСЖ, хотя раньше активнее покупали трехлетние. Такая же тенденция в НСЖ: востребованными оказались договоры сроком от 10 лет и больше. Причем пик продаж пришелся на март, когда на рынках и в мире вообще царила максимальная неопределенность. Конечно, даже если вы решите перенять все эти привычки, это не гарантирует вам статус миллионера в ближайшем будущем. Но это точно повысит вашу финансовую дисциплину и сможет упорядочить семейные финансы.