Кто такие стейкхолдеры?
Никто не станет спорить, что любая организация тесно взаимодействует с обществом: берет из него ресурсы, удовлетворяет его потребности. Но и общество заинтересовано в организациях. В 1980е на Западе была предложена концепция менеджмента, утверждающая что фирма/корпорация должна работать не только на своих акционеров (shareholders), но и на общество в лице заинтересованных лиц (stakeholders), рассказывает Ольга Боброва, заместитель директора Ассоциации этики бизнеса, комплаенса и КСО (RBEN). Если буквально переводить термин «стейкхолдер», то получится — имеющий определенную долю, ставку, интерес в бизнесе. Такими «интересантами» конкретной фирмы могут быть физические и юридические лица, объединения граждан, само государство — все, кто заинтересован в её деятельности. Иногда этот термин переводят как «соучастник». В изначальной концепции Р.Фримена имелось в виду, что со стейкхолдерами необходимо консультироваться по стратегическим и тактическим вопросам, учитывать их интересы. Этот же ученый обратил внимание, что стейкхолдерами следует признать группы лиц или людей, которые могут так или иначе затрагивать организацию, влиять на неё.Или тех, на кого организация воздействует при достижении своих целей (Freeman, R. E. Strategic Management: A Stakeholder Approach. Boston : Ballinger, 1984). К стейкхолдерам бизнеса могут относиться: В бизнесе известен термин «контрагент», означающий лицо, связанное с фирмой договором (кроме трудового). Термин «стейкхолдер» шире, поскольку включает неявных или потенциальных партнеров. Теоретики стейкхолдер-менеджмента подчеркивают не только значимость учета интересов стейкхолдеров в управлении бизнесом, но и колоссальные возможности, которые кроются в сотрудничестве с ними. Если раньше стейкхолдеры во многом воспринимались администрацией как потенциальные враги компании, которых следует «задобрить», то теперь растет понимание того, что все стейкхолдеры выступают источником уникальных идей, которые могут перерасти в инновации. Покупатели могут сформулировать отзыв о потребительских свойствах нового товара или услуги, что перспективно с точки зрения спроса, а инвестор может предложить бизнесу прорывную стратегию и профинансировать её реализацию. Внутри фирмы работники, понимаемые как заинтересованные лица, могут стать инноваторами для бизнеса. Организация теперь воспринимается как совокупность взаимозависимых отношений между стейкхолдерами. Бизнесу следует приложить усилия и вовлекать стейкхолдеров, чтобы понять потребности заинтересованных сторон и привлечь их к деятельности организации, встроить в реализацию стратегии и, может быть, скорректировать стратегию бизнеса, чтобы она служила интересам не только акционеров, но и общества. Взаимоотношения со стейкхолдерами строятся в рамках социальной ответственности бизнеса. Российские компании вполне могут воспользоваться не всегда удачным опытом зарубежных фирм и разработать, внедрить свою уникальную для каждого предприятия политику вовлечения стейкхолдеров. Превратить ее в собственное конкурентное преимущество. Ведь выстраивание долгосрочных отношений со стейкходерами способствует росту доверия между бизнесом и обществом. Хорошим примером сотрудничества с НКО и местным сообществом является проект «Формула хороших дел» компании СИБУР. Проект реализуется в городе Тобольске Тюменской области — здесь находятся нефтехимические предприятия компании. Именно на их территории открылась «территория чибисов». Окружающая среда и тяжелое производство — это всегда сложный процесс установления баланса. Компания с участием Союза охраны птиц России и НКО «Птицы и люди» создали систему по охране птиц, в частности чибисов, и мест гнездования на территории предприятий. Обследование предприятий с участием волонтеров-орнитологов вовлекло в процесс не только местных представителей эко-защиты, но и работников предприятия, которые подкармливают и создают условиях для благоприятного существования пернатых представителей местной экосистемы. Серьезным препятствием на пути вовлечения стейкхолдеров в управление оказывается тот факт, что некоторые действия компании, способствующие процветанию одной группы «интересантов», приводят к значительному падению благосостояния других. На практике поможет классификация стейкхолдеров и конкретизация политики фирмы по отношению к каждой группе: внутренних и внешних, прямых и косвенных стейкхолдеров и других. Это поможет формированию новой структуры бизнеса с центрами ответственности перед каждой группой стейкхолдеров, а также наладит обратную связь с каждым и стимулирует спрос на сотрудничество с бизнесом. Фото Unsplash