Поправки к закону о защите прав должников могут доверить коллекторам
В пятницу, 18 сентября 2020 года, прошла очередная конференция НАПКА по теме взыскания задолженности, на которой обсудили пробелы 230-ФЗ и готовящиеся к нему поправки. Федеральный закон № 230, регламентирующий защиту прав должников, начал работать в 2017 году и помог навести порядок в коллекторской деятельности, однако обнажил новые проблемы. Те изменения, которые готовятся по своей сути — поправки, но, по существу, получится новая редакция закона, которая затронет всех участников рынка. Эльман Мехтиев, президент НАПКА, сослался на прошлогодний опыт утечки информации из рабочей группы по регуляторной гильотине, в результате которой органы власти отказались от компромиссов, достигнутых в процессе согласования. Он предупредил, что не раскроет в деталях подробности новой редакции до тех пор, пока она не будет опубликована для публичного обсуждения, но озвучит логику поправок, которые сейчас готовятся. Мехтиев отметил важность предложений экспертного совета по небанковским кредитным организациям, направленного в аппарат Правительства. Они помогут поддержать баланс интересов, а не править закон только исходя из логики законотворцев. «На этот раз в Госдуму придет гораздо более сбалансированный текст, чем обычно», — отметил Эльман Мехтиев. Новая редакция закона станет балансом между задачами власти, которые обусловлены падением доходов населения, электоральным циклом и интересами кредиторов по эффективному возврату просроченной задолженности. Власть понимает, что, если кредиторам усложнить этот процесс, рано или поздно это скажется и на стоимости кредитов, и на развитии страны. Между сторонами обсуждения на сегодняшний день уже достигнут один компромисс. Так, это расширение надзора за всеми кредиторами, в том числе и за банками, а также уточнение норм и понятий. Это поможет сократить регуляторное давление и снизить неоправданные расходы кредиторов. Никто не собирается оспаривать необходимость защиты прав должников, даже если они находятся в просрочке. Для организации их эффективной защиты нужен единый надзор, и он будет обеспечен. Банки на этот раз уравняют с остальными кредиторами, как бы они не пытались отстроиться. Компромиссом также является уведомительный порядок. Если для коллекторской организации регистрация в реестре — это запрос разрешения, то есть разрешительный порядок, то для банков и МФО — уведомительный порядок. Второй важный момент, который появится в новой редакции, — равные права и одинаковые обязанности кредитных организаций, МФО и профессиональных коллекторов, в том числе и равная ответственность по ст. 14.27 КоАП РФ. Третье изменение — право ФССП на истребование информации у операторов связи или интернета по ходатайству должника. Пункт вызывает много дискуссий, но он исходит из правоприменительной практики. «Это и есть «последствия» компромисса, уточнение норм, поэтому мы ожидаем сокращения регуляторных рисков и расходов между прочим», — отметил президент НАПКА. Четвертая новелла будет действовать для всех участников рынка взыскания — срочное ограничение отдельных видов взаимодействия. Эта норма установит пропорциональную соразмерную ответственность. Пятый пункт — отнесение электронной почты к способам коммуникации должника и кредитора. В ближайшие недели новая редакция поступит на рассмотрение правительства РФ, а в течение октября — в Госдуму. Закон должен быть принят в эту осеннюю сессию и вступить в силу с 1 января 2021 года. Депутат Госдумы РФ Евгений Шулепов, член Комитета по финансовому рынку и эксперт совета по небанковским кредитным организациям отметил, необходимость расширения понятийного аппарата, чтобы устранить правовую неопределенность для рынка и граждан, отразить в законе четкие определения всех способов непосредственного взаимодействия с должниками. Евгений Шулепов предложил сделать это бизнесу, не дожидаясь вариантов от Минюста РФ. «Надо, чтобы сам бизнес их (понятия – прим. ред.) сформулировал, а не ждать пока это сделает Минюст или еще кто-то. Вам работать с этими механизмами. Пропишите для себя, как удобно. Только вы четко понимаете, как это происходит и как это организовать», — объяснил позицию депутат. Также, Шулепов акцентировал внимание на пересмотре избыточных ограничений. Он привел в пример положение закона, которое лишает права МФО взаимодействовать с должником путем личной встречи и проведения переговоров, если долг перешел в порядке права требования от другого МФО. Такие нормы приводят к неравенству кредиторов. Есть мнение, что для этих задач можно использовать ЕПГУ. Однако, по мнению Шулепова, этого делать не стоит. Он также предложил бизнесу убедить его в обратном и попросил четко сформулировать свои мысли и варианты по этому поводу. Оптимизация затрат контрольно-надзорных органов Шулепов также посчитал обоюдной задачей и предложил согласовать оптимальный минимум. Он также упомянул, что поправки к статье 14.57 КоАП РФ об увеличении штрафов будут приняты до конца осенней сессии. Статья 14.57 КоАП РФ расширяет круг лиц, которые могут быть привлечены к ответственности, и банки не станут исключением, отметила Евгения Уткина, руководитель правового управления ООО «АБК». Кроме того, санкции будут увеличены до размеров тех, что сейчас применяются к коллекторам. Изменения к статье 23.90 КоАП РФ наделят приставов дополнительными полномочиями по рассмотрению дел. Если сейчас штрафы назначают суды, то после принятия закона в опубликованной редакции, такое право получат представители ФССП.