В. Орловский, В. Коровкин. От носорога к единорогу. Как провести компанию через трансформацию в цифровую эпоху и избежать смертельных ловушек. М.: Бомбора, 2020 Цифровая трансформация — одна из самых обсуждаемых тем последних лет. При этом что она из себя представляет и зачем нужна — для многих остается загадкой. Авторы книги «От носорога к единорогу. Как провести компанию через трансформацию в цифровую эпоху и избежать смертельных ловушек» на примерах компаний со всего мира рассказали, какой бывает цифровая трансформация, кому она нужна и как ее пройти. Ни для кого не секрет, что мир бизнеса за последние десять лет сильно изменился. Многие процессы кратно ускорились, а некоторые — перестали работать и вовсе исчезли. Игра меняется не только из-за появления новых технологий, но и нового типа потребителей, бизнес-моделей и игроков. Такая смена порядков становится новой нормой, которой должна соответствовать каждая компания, планирующая выжить в современных реалиях. Здесь на помощь бизнесу приходит цифровая трансформация. Авторы книги — основатель и управляющий партнер венчурного фонда Fort Ross Ventures Виктор Орловский, ранее возглавлявший технологические блоки крупнейших российских банков, и руководитель направления «Инновации и цифровые технологии» МШУ «Сколково» Владимир Коровкин. В книге ведущие бизнесмены-практики объединили личный профессиональный опыт и сорок кейсов цифровизации компаний со всего мира — от Google и Amazon до Сбербанка и Lamoda. На успешных и провальных примерах авторы показали, какие приемы и техники работают, вывели главные «ловушки» на пути к трансформации и поделились советами для тех, кто хочет вывести компанию на новый уровень. Для многих «цифровая трансформация» — это технологии и их внедрение в бизнес. Но определять данный процесс только через технологии — глубокое заблуждение. Одно лишь использование новых технологий не сможет сделать вашу компанию цифровой. «Единороги» очень редко изобретают что-то, кроме умного способа создания ценности клиента. Технологии — лишь часть большой картины, в то время как её главный элемент — люди. Так, цифровизация — это переосмысление работы целой команды для повышения ее конкурентоспособности и выживания в новой среде. В конечном счете должна быть создана стабильная бизнес-модель, которая сможет успешно функционировать в условиях постоянно меняющейся экономической ситуации. По данным последних исследований, более 70% компаний в мире приняли решение начать цифровую трансформацию бизнеса и уже начали над этим работать. Другое заблуждение заключается в том, что цифровизация может коснуться только IT-компаний. На самом деле это не так: активная цифровизация затрагивает буквально все отрасли экономики и, по оценкам McKinsey, уже к 2025 году может увеличить ВВП России на треть — почти на 9 триллионов рублей. Именно поэтому авторы рекомендуют пересмотреть свои бизнес-процессы прямо сейчас. Как компания может повысить свою конкурентоспособность и выйти на принципиально другой уровень? Переход от традиционной корпорации к более динамично развивающейся компании авторы и назвали трансформацией «от носорога к единорогу». «Единорогами» называют компании, процветающие в цифровой экономике. По сравнению с традиционными корпорациями они действуют по совершенно иным правилам, что помогает им быстро реагировать на изменения и адаптироваться к новым условиям. Авторы выделяют три отличительные черты «единорогов»: они находят новый способ создания ценности для клиентов, при этом пересматривая не только продукт, но и всю бизнес-модель, удерживая во внимании уникальный пользовательский опыт; они почти не инвестируют в материальные активы, используя существующие ресурсы и инфраструктуру; они стремительно растут в доле рынка. Как попасть в ряды этих «единорогов»? По мнению авторов, имеющих огромный предпринимательский опыт и участвовавших в бизнес-трансформациях лично, для этого нужно уметь определять вызовы или «ловушки» цифровой трансформации. В книге представлены семь таких ловушек, которыми можно объяснить практически каждый из провалов корпоративной цифровой трансформации. Издание пригодится предпринимателям и менеджерам, которые хотят сохранить свои позиции на рынке в условиях инновационной цифровой реальности. Авторы уверены — однажды запустив этот процесс, вы получите гибкую компанию с более квалифицированными сотрудниками и довольными клиентами, что в свою очередь положительно отразится не только на ее конкурентоспособности, но и на финансовых показателях бизнеса. Автор: Василий Львов

Цифра для единорогов
© Инвест-Форсайт