Чаевые уберут из чеков в ресторанах
ВЫПУСК Новые правила, нацеленные на защиту прав посетителей кафе, закусочных и прочих точек общественного питания, начнут действовать в России с 1 января 2021 года. Безвозвратно в прошлое должны уйти счета из ресторанов с автоматически включенными туда надбавками за обслуживание, музыкальное и анимационное сопровождение, которое никто не заказывал и без чего вполне мог бы обойтись. Клиенты будут вправе получить не только полный перечень дополнительных услуг и условий их оказания заведением, но и точные сведения о пищевой ценности и продуктовом составе блюд, весе порций и объеме бокалов для алкоголя. Для выражения недовольства сохранятся жалобные книги. Оценить целесообразность этих требований «Парламентская газета» попросила председателя Общероссийской общественной организации «Союз потребителей Российской Федерации», члена Экспертного совета при правительстве РФ Петра Шелища. - Пётр Борисович, насколько проработанной, с вашей точки зрения, является новая версия правил оказания услуг общественного питания, изложенная в постановлении кабмина №1515 от 21 сентября 2020 года? - Это довольно-таки революционная история. Прецедент, на самом деле. Вообще, в соответствии с законом о защите прав потребителей, правила оказания отдельных видов услуг утверждаются постановлениями правительства. И если вы посмотрите действующие в настоящее время документы такого рода, они все весьма объемные. Девяносто процентов их текста — пересказ положений закона о защите прав потребителей и иногда некоторых норм законов о санэпидблагополучии. Сейчас эти правила — это вот такой первый опыт — сокращены во много раз. Они умещаются буквально на паре страниц. Они избавлены от повторов законов и, что очень важно, определяют самые необходимые, специфические понятия: что такое «услуги общественного питания», «порция». Остальные определяются так, как это установлено в законе о защите прав потребителей. Требования к организациям предъявлены справедливые. Я, правда, в последние много лет уже нигде не вижу, чтобы в чек включали чаевые. Был период — в 90-е годы это было довольно популярно, да и в «нулевые». Но, думаю, этот вопрос должен быть решен однозначно. И хоть понятие чаевых нигде не определено, но можно считать его общеизвестным. Важно и то, что в полном соответствии с новыми законами об обязательных требованиях, государственном контроле и надзоре в постановлении появились пункты, которых раньше в таких документах не было: о сроке его действия — до 1 января 2027 года и о поручении Роспотребнадзору обеспечить мониторинг правоприменительной практики. Через полгода после вступления в силу новых правил ведомство должно будет представить правительству отчет об их реальном выполнении и необходимости дополнительных изменений законодательной базы. Надеюсь, что тут всего достаточно и в целом оцениваю нововведения позитивно. - Сохранение жалобной книги в общепите оправдано? Минпромторг России, например, предлагает убрать такие из торговли как устаревшую форму взаимодействия клиентов и бизнеса. - Я против того, чтобы ее убирали. Во-первых, она никому не мешает. Во-вторых, она помогает людям даже психотерапевтически — когда возникают эмоции, их надо куда-то выплеснуть, и лучше, чем орать и кидаться с кулаками на продавца, пусть возьмут эту книгу и выплеснут эмоции там. Плюс это даст возможность собственникам ресторанов, магазинов более полно оценивать работу своего персонала. Они могут не все знать об их взаимодействии с клиентами. Если, конечно, владельцы бизнеса этим интересуются. Не интересуются — их никто не заставит. Силы-то никакой у этой книги нет. Даже вопрос об обязанности ответить проблематичен. Потому что закон об обращениях граждан противоречив: в начале, вроде бы, написано, что он распространяется не только на госорганы, но весь он посвящен обращениям именно в госорганы. Вот те обязаны в течение месяца ответить, а частное лицо — собственник, менеджмент кафе или торгового предприятия — нет. И практики нет такой судебной, чтобы их наказывали за то, что не отвечают. Но те, кто хотят демонстрировать доброе отношение к потребителям, конечно, просматривают жалобные книги, отвечают, в каких-то случаях принимают меры. - Часто сейчас просят выдать жалобную книгу? - А кто же это теперь проверит? Уверен, что значительно реже, чем советское время. Потому что у граждан теперь выбор большой. Они наказывают иначе: люди с рациональным подходом к жизни просто перестают ходить в не устраивающие их магазины и рестораны, наказывают рублем. Это действительно сильное наказание для бизнеса. Но в момент конфликта лучше дать жалобную книгу. Потому что если ее нет, человек может выйти на улицу, поднять камень и кинуть его в витрину. - Есть еще какие-то вопросы, которые остаются вне зоны правового регулирования в сфере защиты прав потребителей при посещении точек общепита? - Пожалуй, нет. Мы эти темы обсуждали в рамках «регуляторной гильотины». Созданная для этого рабочая группа при правительстве России, в которой работал я, называется «Торговля и защита прав потребителей». Но я там — единственный представитель защитников прав потребителей, все остальные из торговли. Тем не менее, я солидарен с их дружной поддержкой Минпромторга в том, что надо избавлять бизнес от слишком детальных требований. Потому что многие обязательные правила, на самом деле, бизнес и так использует как инструмент конкуренции. Долго я добивался там понимания по правилам продажи, чтобы по аналогии с Европой и Америкой продавцов обязали указывать в ценниках не только цену единицы упаковки товара, но и цену единицы веса или объема того, что упаковано. Чтобы люди могли сравнивать, что реально дороже или дешевле. Заодно это избавило бы производителя от соблазна уменьшать количество продукта в привычной упаковке, когда сахар продают в пачках по 950 граммов или масло фасуют по 180 граммов вместо 200. Вроде, купил дешевле, а потом смотришь дома — а там уже даже не 180, а 150 граммов. И мне обидно — не из-за денег, а из-за того, что обманули. Не сумел убедить коллег по рабочей группе в необходимости менять ценники, хотя во многом другом — удалось. Они говорят — и тут тоже есть резон! — некоторые европейские ритейлеры, представленные в России, уже так делают: «Это инструмент конкуренции. Если потребители ценят подобный подход, так начинают делать многие». В целом Союз потребителей Российской Федерации занимает общую позицию: избыточное регулирование — то, без чего можно обойтись — идет экономике во вред.