«Теперь рестораны не смогут ничего навязать клиенту»: эксперты о запрете включения чаевых в чек
Общепиту запретили включать чаевые в чек. Новое правило начнет действовать с 1 января 2021 года. Роспотребнадзор пояснил, что с этого момента в чеке можно будет указывать только стоимость заказанных блюд и выбранных услуг. В ведомстве также уточнили, что заведения смогут предлагать дополнительные услуги за отдельную плату, а клиент будет вправе отказаться от них. «МИР 24» узнал у экспертов и представителей ресторанного бизнеса, как это скажется на их работе. Интерим-менеджер ресторанных и фудтех-проектов Анна Попова поясняет, что в настоящий момент рестораны практикуют различные схемы оплаты чаевых официанту: от включения сервисного сбора в сумму счета до перевода денег на личную карту официанта. «Сервисный сбор чаще всего можно встретить в случаях, если ужин бронируется на большую компанию от 6 человек или же в ресторане есть банкетный зал для проведения мероприятий. О включении сервисного сбора в счет, как правило, менеджер ресторана предупреждает организатора ужина заранее. В этом случае включенные в счет чаевые полностью облагаются налогами, а официант получает лишь часть средств (эта сумма варьирует в зависимости от системы налогообложения в заведении)», – комментирует Попова. Многие эксперты рынка уверены, что нововведение скажется в первую очередь на банкетных мероприятиях с заранее составленной сметой, это свадьбы, корпоративы и дни рождения. «Там гостям сразу говорят про 10% за обслуживание и включают его в общий счет. Это распространенная практика. Возможно, теперь будут эти 10% обозначать по-другому. Ведь ни один официант не будет работать на банкетах без чая – там никто его не оставляет, это не принято», – считает руководитель отдела продаж фудтех-стартапов Самир Салимов. Многие заведения общественного питания использовали чаевые вне зависимости о стоимости сервиса и блюд. Юристы считают, что нововведение здравое, ведь клиенты и так были вынуждены переплачивать за кулинарную продукцию, а помимо оплачивали еще и чаевые. При этом владельцы ресторанов и кафе экономили на оплате официантов за счет этих чаевых. «В трудовом Кодексе прописаны правила оплаты труда за переработку, в частности в ночное время, но это часто игнорировалось. Таким образом, государство постепенно выводит рынок труда на белый уровень. Стоит отметить, что чаевые, размер которых бывает разный – от минимального до 50% стоимости блюда, не подпадали под налогообложение. Это приведет к тому, что официанты будут требовать оплату выше за свой труд и чаще обращаться к Трудовому Кодексу, где четко прописаны обязанности работодателя и права трудящегося», – комментирует адвокат Владимир Гончаров. Адвокат Арсения Разумовская, в свою очередь, подчеркивает, что наличие в чеках раздела «чаевые» было прямым нарушением закона о правах потребителей, так как имело вид обязательного платежа за услугу официанта, вне зависимости от наличия стоимости за сам сервис и продукцию. Адвокат также подчеркнула, что запрет на чаевые, который вступит в силу с нового года, подчеркивает право клиента на добровольность внесения суммы, без принудительного акцента. «Это повысит уровень доверия со стороны клиентов. Люди в последнее время стали внимательнее подходить к вопросу траты своих средств. А в общепите будут более серьезно подходить к нормам Трудового Кодекса в отношениях работодатель – работник», – говорит Разумовская. Рестораторы обращают внимание, что в последние несколько лет гости все чаще стали расплачиваться безналичным способом, а в условиях пандемии бесконтактная оплата – это вынужденная необходимость. По данным сервиса «Чаевые картой просто», около 60% гостей оплачивают счет картой, из-за этого официанты зачастую остаются без чаевых. В связи с этим на рынке стали появляться решения, позволяющие оплачивать чаевые безналичным способом: это могут быть QR-коды, напечатанные на визитных карточках официантов или пречеках или функции в специальных приложениях. Как отмечает Анна Попова, оплата чаевых представляет собой право, а не обязанность гостя, а чаевые не являются частью цены даже при включении их в счет отдельной строкой. Эксперт подчеркивает разницу: «Если раннее ресторан должен был проинформировать о включении оплаты чаевых в сумму чека заранее, например, сделать сноску в меню о том, что взимается дополнительная оплата за обслуживание, или информировать бронирующих столик по телефону, то в связи с новыми правками включение сервисного сбора в сумму счета в общем и целом нарушает закон о защите прав потребителей, по которому рестораны не могут принуждать посетителя к оплате чаевых». Внедрение данной правки, по мнению экспертов, приведет к полному исчезновению практики включения сервисного сбора в счет и развитию онлайн-сервисов оплаты чаевых официантам напрямую. Как считают специалисты, удобнее станет не только гостям заведения, но и персоналу – они будут более удовлетворены своим работодателем.