Под глиссаду планируют расселить сирот и «аварийников»?

Очередное дно обещает быть пробито в Курской области. Руководствуясь принципом «На, Боже, что мне не гоже», в Доме Советов надеются отстоять незаконно возведенные дома в микрорайоне «Северный». Причем, не просто отстоять, но и заселить туда самые социально незащищенные слои: переселенцев из ветхого и аварийного жилья и детей-сирот... В последний день сентября на утреннем оперативном совещании администрации области была озвучена достаточно интересная информация. Вернувшийся из Москвы после серии деловых встреч на высшем уровне, губернатор Роман Старовойт заметил, что в докладе президенту уполномоченный по правам ребенка отметила Курскую область в числе отстающих по показателям прошлого года. Причина в том, что на начало декабря 2019-го задача по обеспечению жильем детей сирот в регионе не была еще решена. «В этом году риски тоже достаточно высокие, как мы управляем ими? Как будет выполнена программа этого года?» - Не мог не поинтересоваться у своего зама глава региона. Ответ чиновника оказался достаточно интересен. Алексей Смирнов подтвердил, что высокие риски повторного невыполнения обязательств действительно существуют и даже назвал одну из причин. «Дело в том, что муниципальное образование город Курск отозвало разрешение на строительство у завода КПД. Поэтому мы провели предварительную работу с нашей архитектурой, с учетом изменений, которые были внесены летом в градостроительный кодекс по выдаче разрешений на строительство, согласованию с войсковыми частями, у которых находятся в ведении аэродромы, и готовим совещание. Мы считаем, что отмена разрешений необоснованна. Но у города есть своя позиция, связанная с проверками силовых структур. Поэтому и готовим такое совещание под вашим руководством, в том числе с привлечением представителей силовых структур, военной части. Дома в высокой стадии готовности, их тринадцать. Я думаю, если мы на этой неделе разрешим ситуацию, то все опасения по расселению детей-сирот и жителей из аварийных домов, мы снимем. Также, как и выполним показатели по нацпроекту «Строительство жилья»». Роман Старовойт заметил, что «на президиуме Госсовета об этом отдельно говорилось. По решению президента субъектам, в том числе нам, дополнительные средства выделили, и, конечно, нам нужно не опозориться и их освоить вовремя, а самое главное — переселить людей. Я имею в виду по аварийному фонду. Но а для детей сирот тоже программа большая, держите меня в курсе, в случае необходимости давайте я буду подключаться лично». Желание разобраться в вопросе более, чем понятно, другое дело, удастся ли одним совещанием разрешить ситуацию, ведь, и это уже понятно по полученным ответам на запросы, разосланные редакцией Kursktv, у каждого из ведомств свое видение того, законно или нет выросли дома в микрорайоне «Северный». Выдано с нарушением Мы уже рассказывали в свое время о том, почему недопустимо строительство под глиссадой любого аэропорта. Отмечали и то, что шум — наименьшее из возможных зол, с которым могут столкнуться жители этих домов. Тем не менее, и участок под строительство в Курске был продан, и само возведение высоток на нем началось не вчера. Прежняя администрация региона до последнего закрывала глаза на нарушения, оставив весь ворох проблем администрации нынешней. А во многом и поспособствовала тому, чтобы эти самые трудности у преемников появились. Ведь по сути в результате былого бездействия в областном центре сейчас сформировался такой кластер проблем, сравнить который впору, разве что, с Кукуевкой. Дома, о которых идет речь, уже возведены и для того, чтобы в них могли заехать люди, остается разве что принять здания на учет. Еще несколько высоток поблизости должны, согласно проекту, появиться совсем скоро. На их возведение, в свое время, были выданы разрешения, срок действия которых, однако, уже истек. Выдавать новые город попросту отказался, прекрасно понимая, что чиновника, который завизирует данный документ, ждет уголовная ответственность. Почему же строительство под глиссадой стало возможно? Несколько прояснить ситуацию помог ответ из Минобороны, пришедший в редакцию за подписью врио командующего войсками Западного военного округа, генерал-лейтенанта Алексея Завизьона. Так вот, согласно ему, еще в 2007 году распоряжением правительства РФ № 1034-р аэродром Курск (Восточный) был включен в перечень аэродромов совместного базирования. На нем был разрешен прием пассажирских лайнеров, однако старшим авиационным начальником является командир войсковой части 45119. При этом при принятии каких-либо решений по самому стратегическому объекту и прилегающим к нему территориям следовало в первую очередь учитывать требования приказа Минобороны РФ от второго ноября 2006 года №59 «Об утверждении федеральных авиационных правил «тактико-технические требования, предъявляемые к аэродромам государственной авиации». В этом документе, в пункте 47, говорится, что «В пределах полос воздушных подходов не допускается новое строительство зданий и сооружений (жилых, больниц, фабрично-заводских, культурно-просветительных и др.), а также складов нефтепродуктов и взрывоопасных объектов». Оба эти документа — приказ Минобороны и распоряжение правительства РФ - основополагающие, без учета которых разобраться, кто действительно прав в данном споре просто не получится. Однако, несмотря на то, что уже один только приказ Минобороны делал невозможным какое-либо строительство вблизи глиссады, лазейки для желающих использовать землю на прилегающих к аэродрому территориях оставались на протяжении долгого времени. И понятное дело, что воспользовались ими не только в Курске. Достаточно вбить в поисковике - и мы об этом говорили уже в прошлой публикации - запрос «как узаконить здание, построенное вблизи аэропорта», как без труда найдешь форумы, где юристы подробно объяснят возможные схемы действий. И суды в различных субъектах РФ не раз принимали решения в пользу тех, кто приобрел спорный земельный участок и начал на нем возводить малоэтажную постройку, а то и высотное здание. Бюрократическая система не всегда успевала своевременно закрыть очередную такую «лазейку». Тем не менее, за несколько лет был принят целый ряд знаковых документов. Так, в 2010-м, 11 марта, если быть максимально точными, правительством РФ было принято Постановление №138 «Об утверждении Федеральных правил использования воздушного пространства Российской Федерации». В статье 23 этого документа прямо говорится, что «границы полос воздушных подходов устанавливаются в порядке, определяемом Министерством транспорта РФ, Министерством обороны РФ, Министерством промышленности и торговли РФ». Вот только в Курской области процесс определения зон с особыми условиями использования территории аэродрома, подготовки карты-схемы границ воздушных подходов и зоны ограничения строительства по высоте затянулся еще на несколько лет. Тем не менее, командование Западного военного округа обращает внимание на тот факт, что «для организации градостроительной деятельности на официальном сайте Министерства обороны Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» размещены карта-схема границ полос воздушных подходов и зоны ограничения строительства по высоте аэродрома». Как отметил в ответе на редакционный запрос врио командующего войсками Западного военного округа генерал-лейтенант Алексей Завизьон, «дополнительно сообщаю, что согласно п.3 ст.4 Федерального закона от 1 июля 2017 г. № 135-ФЗ «архитектурно-строительное проектирование, строительство, реконструкция объектов капитального строительства в границах полос воздушных подходов и санитарно-защитной зоны аэродромов должны осуществляться при условии согласования размещения этих объектов с уполномоченным органом государственной исполнительной власти, осуществляющего полномочия собственника аэродрома». То есть, поясним, с командиром войсковой части 45119. В Курске проблемы со строительством возникли не только из-за ряда бюрократических проволочек, но и из-за игнорирования того самого приказа Минобороны от 2006 года. И здесь снова обратимся к ответу генерал-лейтенанта Алексея Завизьона: «В 2009 году командиром войсковой части 43167 гвардии полковником О.Лашкевичем, в соответствии с требованиями приказа Министра обороны Российской Федерации от 2 ноября 2006 года №455 дсп «Об утверждении федеральных авиационных правил «Нормы годности к эксплуатации аэродромов государственной авиации», согласовано размещение и высотные параметры 17-этажных многоквартирных домов в микрорайонах № 1, 2, 3, 4 жилого района «Северный» г. Курска. Согласование проведено без учета требований приказа Министра обороны Российской Федерации от 2 ноября 2006 г. №59: «п.47. В пределах полос воздушных подходов не допускается новое строительство зданий и сооружений (жилых, больниц, фабрично-заводских, культурно-просветительных и др.), а также складов нефтепродуктов и взрывоопасных объектов». При этом в командовании ЗВО подтвердили, что «в 2018 году гендиректор АО «Курский завод крупнопанельного домостроения имени А.Ф.Дериглазова» И.А.Дериглазов, ввиду начала строительства многоквартирных домов в микрорайоне №1, обратился о согласовании начала строительства к старшему авиационному начальнику аэродрома, в котором ему было отказано на основании требований приказа Министра обороны Российской Федерации от 2 ноября 2006 г. №59». То, что этот приказ однажды уже был нарушен, в Минобороны не считают достаточным основанием для того, чтобы это повторялось снова и снова... Но, очевидно, не все с ним в этом солидарны. Пока нет прямого запрета — всё условно разрешено Именно этим принципом, похоже, руководствуется администрация Курской области. Во всяком случае, никакого криминала в том, что целый микрорайон был распланирован и согласован с нарушениями, здесь не видят. И это при том, что риску, если дома будут все же узаконены и заселены, подвергнутся никак не десятки и не сотни, а тысячи человек. В своем ответе на редакционный запрос заместитель губернатора Алексей Смирнов опирается не на приказы и постановления 2006-2007 годов, которые считают в данном вопросе основными сами военные, и которые, к слову, действуют до сих пор, а закон 2017 года № 135-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования порядка установления и использования приаэродромной территории санитарно-защитной зоны». В письме в редакцию касательно данного документа говорится следующее: «внесены изменения в часть 3 статьи 51 градостроительного кодекса Российской Федерации не допускающие выдачу разрешений на строительство в случае несоответствия проектной документации объектов капитального строительства ограничениям использования объектов недвижимости, установленным на приаэродромной территории. При этом частью 7 статьи 4 Федерального закона от 01.07.2017 № 135-ФЗ предусмотрено, что в отношении аэродромов, введенных в эксплуатацию до установления приаэродромных территорий в порядке, предусмотренном Воздушным Кодексом Российской Федерации (в редакции данного Федерального закона), ограничения использования земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимости и осуществления экономической и иной деятельности, установленные до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, ограничения использования земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимости и осуществления экономической и иной деятельности, установленные в границах указанных в части 1 статье 7 этого же Закона приаэродромных территорий или указанных в части 2 этой же статьи полос воздушных подходов на аэродромах, санитарно-защитных зон аэродромов, зон санитарных разрывов аэродромов, не применяются в отношении объектов капитального строительства, архитектурно-строительное проектирование, строительство, реконструкция которых согласованы собственником соответствующего аэродрома и (или) уполномоченным органом государственной власти, осуществляющим полномочия собственника соответствующего аэродрома, а также в отношении земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимости, права на которые возникли у граждан или юридических лиц до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, за исключением случаев, если эти ограничения установлены в целях обеспечения безопасности полетов воздушных судов. Размещение жилых домов в микрорайоне № 1 жилого района по проспекту им. А.Ф.Дериглазова в городе Курске, предусмотрено разработанной и утвержденной в установленном порядке в 2009 году документацией по планировке территории. Кроме того, у застройщика АО «Курский завод КПД имени А.Ф.Дериглазова» имеются согласования по размещению многоэтажных жилых домов в 1-м микрорайоне по проспекту им.А.Ф.Дериглазова в городе Курске от войсковой части 43167 в лице старшего авиационного начальника аэродрома «Курск Восточный» О.Лашкевича (исх. № 98 от 25.03.2009), директора военного предприятия Курской области «Курскаэропорт» В.В.Дарахведидзе (исх. №17/7 309 от 26.03.2009), Минтранса России от 22.09.2009 № БА-14с, по высотным параметрам командира войсковой части 09436 И.Макушева от 31.08.2011 года №88/810. Наряду с отмеченным, постановлением Администрации города Курска от 14.05.2015 года №1378 утвержден градостроительный план земельного участка по территории микрорайона №1 по проспекту им. А.Ф.Дериглазовав городе Курске, что подтверждает начало АО «Курский завод КПД имени А.Ф.Дериглазова» осуществления архитектурно-строительного проектирования. Наличие разработанной и утвержденной документации по пларовке территории, градостроительного плана земельного участка и отмеченных согласований, соответствуют положениям част 7 статьи 4 Федерального закона от 01.07.2017 № 135-ФЗ». Понятно, что поддержать в нынешних условиях один из немногих крупных бизнесов региона — дело правильное. Но ситуация очень напоминает ту, которую сами военные охарактеризовали как «Сперва помогли уажаемому человеку, теперь грех не помочь его, видимо, не менее уважаемому сыну». Судя по полученному редакцией ответу, в руководстве региона считают, что проблемы как таковой нет. Ну или она существует только в представлении журналистов и военных. Нам напомнили, что «до настоящего времени приаэродромная территория не утверждена», но значит ли это, что не только инвестор, но и администрация региона вправе до тех пор, пока не будут выделены зоны продолжать настаивать на дальнейшем строительстве?.. А что же зоны? Ясность по тем самым зонам, которые еще только предстоит определить, должна появиться уже к декабрю. Как уточнили в комитете строительства Курской области, представители региональной администрации уже обращались к министру обороны Сергею Шойгу по поводу установления приаэродромной территории. «Минобороны не возражает против разработки КПКО «Курскаэропорт» проекта решения об установлении приаэродромной территории аэродрома Курск (Восточный) с учетом соблюдения всех требований законодательства Российской Федерации (...). С учетом согласия Минобороны России между КПКО «Курскаэропорт» и ООО «Росстройизыскания» (г.Краснодар) при участии инвесторов (АО «Курский завод КПД имени А.Ф.Дериглазова» и ООО «Браво») заключен договор от 03.12.2019 № 3А03/12-19 на выполнение работ по разработке проекта приаэродромной территории аэродрома Курск (Восточный) в два этапа: 1-й этап — разработка 1-6 подзоны, 2-й этап — 7 подзона. В настоящее время в рамках договора осуществляется сбор исходных данных, в том числе по объектам капитального строительства, расположенным в границах полос воздушных подходов аэродрома Курск (Восточный). По завершению разработки проект приаэродромной территории аэродрома Курск (Восточный) будет направлен на согласование в Министерство обороны Российской Федерации, Роспотребнадзор, Росавиацию». Поясним также, что планируемый срок завершения этих работ — до первого декабря текущего года. Для компании, которой предстоит разработать приаэродромную территорию, это не первый опыт подобной деятельности. В прошлом она уже брала на себя аналогичные обязательства, правда, в отдельных случаях с исполнением их возникали определенные сложности, например в Кургане. Хочется верить, что в Курске проблем не возникнет, а проект удовлетворит не только инвестора-интересанта, но и министерства, от решения которых будет зависеть: как пойдет дальнейшая застройка областного центра. При этом в письме за подписью председателя комитета строительства Курской области Романа Денисова обозначено, что строительство жилого района, которое с 2009 года ведется заводом КПД, «имеет согласования, предусмотренные действовавшими на тот момент Федеральными правилами использования воздушного пространства Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 11.03.2010 года № 138». Как в 2009 году могли действовать правила, утвержденные в 2010-м — это вопрос, наверное не только к председателю комитета, визировавшему официальный ответ, но и к исполнителю, работавшему над письмом. Мы уже не в первый раз убеждаемся, что в Доме Советов активно пользуются машиной времени, и данный факт уже не удивляет. Но вот присутствует легкое недоумение из-за того, что наши чиновники согласны признавать федеральное законодательство выборочно, считая легальными постановления 2010, но игнорируя постановления 2007 года. По какому принципу идет выборка? Думаем, ответ на эти вопросы очень сильно интересует и военных, которым лишние неприятности, пусть и весьма вероятные, в окрестностях стратегического объекта в приграничном регионе уж точно не нужны. А при строительстве под глиссадой высоток избежать осложнений в далекой перспективе едва ли получится. Случись нештатная ситуация, требующая сброса топлива, пилотам бы, наверное, было спокойнее, если бы это проходило не над спальным районом и не над детскими площадками с гуляющими там молодыми мамами, а над пустынной или малозаселенной местностью... Карты вскрыты... Есть или нет разрешения на строительство первого микрорайона, как мы понимаем, лучше всего осведомлены в комитете архитектуры и градостроительства Курска. Тем более, что специалисты именно этого ведомства в свое время и должны были регистрировать данные бумаги. Здесь нам подтвердили уже известную информацию о том, что разработка и утверждение планировки территории будущего микрорайона проходили еще в 2009 году. Как тогда считалось — без нарушений законодательства. После того, как заводом были пройдены согласования по первому микрорайону с руководством воинской части, директором Курскаэропорта и Минтрансом, комитетом были выданы разрешения на строительство тринадцати многоквартирных домов. «Однако в комитет архитектуры г. Курска поступило письмо от 06.11.2018 от Старшего авиационного начальника аэродрома Курск (Восточный) М.Севостьянова, согласно которому ранее выданное согласование строительства № 98 от 25.03.2009 войсковой части 43167 считать недействительным, как нарушение действующего законодательства и сроков давности. Вследствие чего, указанное согласование не может являться основанием для выдачи разрешений на строительство». То есть на те объекты, по которым срок выдачи разрешений на строительство уже истек, вопрос можно считать, по мнению военных, закрытым. Повторно оформить их никто не даст. Вопросы есть по тем бумагам, которые еще считаются действительными. «На сегодняшний день из 13 разрешений на строительство срок действия 9 разрешений закончился, срок действия оставшихся 4 заканчивается 18.11.2020, 28.08.2020, 17.08.2020, 01.12.2020 г.», - говорилось в письме за подписью председателя комитета Ирины Аникеевой, полученном в середине августа нашей редакцией. То есть, насколько мы понимаем, сейчас будут пытаться отстоять в первую очередь два дома. Те, разрешения на строительство которых закончится в ноябре и декабре. А теперь вспомним еще раз, что определиться с приаэродромной территорией предстоит тоже до первого декабря. Пролоббировать до наступления зимы сдвиг если не глиссады, которую технически невозможно перенести, то хотя бы ее условных границ, усилиями одного лишь заинтересованного инвестора, пошедшего на дополнительные расходы по финансированию экспертизы, едва ли удастся. А значит — административный ресурс? Рискнут или не рискнут чиновники открыто выступить на стороне своих предшественников, допустивших подобное развитие ситуации? Это то, о чем до последнего гадали и мы, и наши читатели. Но, признаться, даже в свете негативных новостей последних недель, мы не ожидали, что попытка продавить свои интересы будет столь явной, да и еще прикрытием ей послужит псевдозабота о социально незащищенных слоях населения. Понятно было, что почти отстроенные, а также уже спроектированные дома, региону очень нужны, как минимум для того, чтобы отчитаться перед Москвой за сданные новые квадратные метры. Кто отслеживал официальную повестку времен губернатора Александра Михайлова, прекрасно помнит, как требовала выполнения этого самого плана Москва. И помнит, какие еженедельные разносы строителям устраивались в третьем-четвертом годовых кварталах: пафосные, с приглашением СМИ и демонстративной поркой отстающих районов. И то, что вопрос сдачи в рамках нацпроекта квадратных метров жилья не так активно мелькает в информационной повестке сегодня, когда все внимание обращено на COVID-19, не означает, что целевые показатели были сняты. А с учетом того, что частным строительством их перекрыть в этом году не удастся, региону придется изыскивать иные ресурсы. И понятно, что если по какой-либо причине ООО «Росстройизыскания» вдруг не успеет своевременно завершить работы, в отсутствие зонирования область и инвестор могут через суды попытаться узаконить хотя бы несколько многоквартирных домов первого микрорайона. Понятно, что встреча по многострадальным высоткам едва ли будет проходить в открытом для СМИ режиме. Но думаем, уже совсем скоро станет понятно, за кем останется победа: за военными, или за административным ресурсом и его псевдозаботой о сиротах и жителях аварийных домов. Как будут развиваться события в дальнейшем — покажут время и Kursktv. Продолжение следует... Читайте также: Под глиссадой курского аэропорта могут вырасти высотки? Сироты мерзнут - деньги идут... Родительский день продолжается…

Под глиссаду планируют расселить сирот и «аварийников»?
© КурскТВ