Могут ли продавцы отказать в обслуживании покупателю без маски

На фоне роста зараженных коронавирусом в России вновь начинают требовать обязательное ношение медицинских масок. В особенности это касается магазинов и торговых центров, в которых продавцы отказываются обслуживать своих клиентов. Законны ли такие отказы и могут ли вас оштрафовать, рассказали эксперты портала «Профиль». Что там с коронавирусом? Начиная с конца сентября кривая зараженных коронавирусом резко пошла вверх, и уже ходят слухи о второй волне и новом карантине. Однако правительство не спешит делать громких заявлений на этот счет, тем не менее усиливает меры безопасности и контроля. Об этом свидетельствует заявление главы Роспотребнадзора Анны Поповой. «За контроль за соблюдением покупателями санитарных требований отвечает административное руководство торговой точки. И очевидно, это надо делать еще более мощно», — недавно строго заявила глава Роспотребнадзора в эфире радио «Комсомольская правда». Источник: Федеральное агентство новостей После этих слов, меры для нарушителей «антиковидных» требований ужесточились и рейды по магазинам и торговым центрам стали проходить чаще. В одной только Москве, за несоблюдение правил закрыли несколько десятков магазинов и выписали штрафов на миллионы рублей. Можно ли отказывать покупателю без маски? На фоне «драконовских» мер, напуганные владельцы заставляют своих сотрудников строго следить за соблюдением санитарных требований. Поэтому зачастую покупателям без маски либо не продают товар, либо вообще отказывают в посещении места. В обычное время, за такой отказ покупателю организация могла бы быть оштрафована на сумму от 300 до 500 тыс. рублей. Однако пандемия диктует свои условия, и согласно распоряжению, правило о недопустимости отказов нужно применять с учетом санитарных ограничений в каждом регионе. «Региональные власти вправе принимать нормативные акты, устанавливающие правила поведения в режиме повышенной готовности. Одним из таких правил является: обязать граждан при посещении объектов розничной торговли использовать средства индивидуальной защиты. Поэтому если такой нормативно-правовой акт принят, подобное требование должно соблюдаться», — прокомментировала этот вопрос доктор юридических науки и адвокат Ольга Рогачева. Источник: ФБА «Экономика сегодня» Таким образом выходит, что продавцы на законных основания могут отказать в обслуживании, если на покупателе нет средств индивидуальной защиты. Важным условием для этого, является действующий масочный режим или режим повышенной готовности. На данный момент режим повышенной готовности введен практически во всей стране. Какие штрафы? Вины магазина в том, что посетитель отказывается носить маску нет. Но при том условии, если магазин соблюдает все требования – предупреждение об обязательном ношении масок, санитайзер, возможность предоставить посетителю маску бесплатно или продать. Если покупатель отказывается носить маску – то сделать ему устное замечание. В случае, когда клиент продолжает стоять на своем необходимо вызвать полицию. Источник: ФБА «Экономика сегодня» При условии соблюдения магазином всех требований, ответственность ложиться на клиента, который отказался носить маску. Ему предусмотрен штраф в размере до 30 тыс. рублей. Если же, торговая точка не выполнила какое-либо из правил, юридическое лицо будет оштрафовано на сумму от 100 до 300 тыс. рублей, а индивидуальный предприниматель от 30 до 50 тыс. рублей. Для многих продавцов встает выбор – рисковать, и обслуживать клиента ради прибыли, но все время рисковать нарваться на штраф от Роспотребнадзора. Либо отказывать покупателю и терять часть прибыли.

Могут ли продавцы отказать в обслуживании покупателю без маски
© Слово и Дело