Экономика
Компании
Рынки
Личный счет
Недвижимость
Курсы валют
Конвертер валют
Курс доллара
Курс евро

Итоги вебинара «Рынок безопасности: текущее состояние, вызовы и точки роста»

25 сентября под эгидой выставки Securika Moscow, при поддержке генерального партнера вебинара, лидера в области разработки новейших технологий для систем безопасности компании Hikvision, состоялась онлайн-дискуссия участников российского рынка.

Итоги вебинара «Рынок безопасности: текущее состояние, вызовы и точки роста»
Фото: RUБЕЖRUБЕЖ

Во встрече приняли участие руководитель обособленного подразделения СФО Hikvision Russia Олег Карепанов, коммерческий директор ITV Group Андрей Христофоров, глава компании 3S GROUP LTD , генеральный директор Macroscop и генеральный директор Sigur .

Видео дня

Модератором дискуссии выступил , генеральный директор компании Видеоглаз. Андрей Николаевич поблагодарил команду Securika Moscow за возможность встретиться с коллегами онлайн несмотря на отмену выставки.

Перед началом полуторачасовой экспертной дискуссии, в чате был проведен опрос, в котором могли принять участие все присутствующие. На вопрос «Как вы оцениваете состояние рынка безопасности на данный момент» большинство (41 человек) ответило «Стабильно, без изменений, работаем в обычном режиме». Однако, 38 зрителей сообщили о том, что в их компаниях продолжаются проблемы с поставками, оплатой или падением спроса.

КАК ИЗМЕНИЛСЯ РЫНОК БЕЗОПАСНОСТИ ЗА ПОСЛЕДНИЕ ПОЛГОДА? КАКОВЫ ГЛАВНЫЕ ВЫЗОВЫ НА СЕГОЛНЯШНИЙ МОМЕНТ?

Олег Карепанов: К самоизоляции мы уже оказались подготовлены благодаря техническим решениям, портала для партнеров, VPN, онлайн-каналам связи с партнерами, но офиса все равно не хватало для создания общего информационного поля В рамках нашего проектного бизнеса очень не хватает прямого общения с партнерами и заказчиками. В плане заказов произошла перестройка к комплексным продажам. Клиентов стала все больше интересовать тепловизионное оборудование и его интеграция в общую систему безопасности.

Андрей Христофоров: Проблем не возникло, так как мы уже были распределенной компанией: наши разработчики находятся в разных городах и работают удаленно. Мы ориентируемся на результат работы, а не на присутствие в офисе. Продажи за последнее время выросли благодаря многочисленным проектам, спрос на которые возник как раз из-за пандемии.

Владимир Осипов: Не хватает общения, при котором можно пожать всех за руку. Год назад мы организовывали бизнес-игру, в которой прорабатывали подобные сценарии, поэтому знали, что делать в ситуации, похожей на нынешнюю. Во время самоизоляции много времени мы уделили выполнению обязательств перед поставщиками. Де-факто компания продолжала работать. Часто слышу пессимистичные отзывы, но в любом случае нужно искать возможности в любых условиях. Рынок всегда рано или поздно падает, но он постоянно ищет новых поставщиков и новых заказчиков. Кризис – это время возможностей, вопрос в том, как в нем сориентироваться. Все зависит от умения чувствовать рынок. Вирус с нами надолго, поэтому не нужно искать быстрых решений. Надо поступать нестандартно: когда все увольняют сотрудников – нужно нанимать их, закрывают офисы – открывать их, сужать направление бизнеса и так далее.

Александр Коробков: Главной характеристикой последних шести месяцев является неопределенность. Мы остро почувствовали её в начале апреля, и отмечаем, что рынок ощутил существенный спад во втором квартале: многие заказчики откладывали принятие решений как раз из-за этой неопределенности. Экономический кризис, вызванный пандемией, ударил по малому и среднему бизнесу, поэтому спрос в этот период переместился в сектор крупных проектов: в основном, речь идет о госзаказах, промышленности и банковской сфере. Тем не менее, уже в августе мы отмечали некоторые признаки восстановления рынка. Во-первых, стоит отметить, что достаточно быстро восстановились финансовые рынки. Во-вторых, мы отмечаем небольшой рост поисковых запросов, связанных с видеонаблюдением. Безусловно, это косвенный показатель, однако, параллельно, Macroscop фиксирует рост количество заявок по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

Александр Курилин: Сложности были только с пропускным режимом и получением разрешения на работу, после чего проблем не возникало. Очень понравилось то, что все компании отнеслись к пандемии, как к ситуации, когда нужно действовать сообща. Мы дали своим клиентам отсрочку до конца года по всем заказам за апрель-май, но по графику нет ни одной просрочки ни от клиентов, ни от поставщиков. Взаимная поддержка и понимание – правильная стратегия в данный момент.

КАК В БУДУЩЕМ ИЗБЕЖАТЬ ПРОБЛЕМ С ЗАДЕРЖКАМИ ПОСТАВОК, СВЯЗАННЫХ С ЗАРЫТИЕМ ОФИСОВ И СКЛАДОВ?

Владимир Осипов: Ситуация с задержками изначально пришла из Китая - поэтому нужно следить за развитием событий там и моделировать то, как они будут развиваться здесь. Мы закупили необходимые позиции заранее и подготовились к закрытию границ, инвестировали в этот процесс и в итоге были готовы. Планирование и прогнозирование – самое главное. Но не просто планирование, а знание товара и готовность к принятию сложных стратегических решений.

Андрей Христофоров: Если у компании есть хорошие IT-системы и представление о рынке, а также возможность и желание смотреть, что происходит в мире, то можно как минимум нивелировать тяжёлые последствия.

КАКИЕ КОНКРЕТНЫЕ РЕШЕНИЯ МОГУТ ПОМОЧЬ? КАК ПЕРЕРАСПРДЕЛИСЯ СПРОС НА СИСТЕМЫ БЕЗОПАСНОСТИ?

Андрей Христофоров: Драйверами роста рынка остается то, что и так было популярно: аналитика, биометрия (растёт на 53% в России), нейроаналитика. Востребованы технические средства, которые помогают реализовать требования к работе предприятий в связи с пандемией. Основными покупателями являются предприятия с большим количеством людей, для которых ручной контроль температуры на входе невозможен.

Олег Карепанов: Рекомендую реализовывать пилотные проекты совместно с производителями, чтобы продвигать новые технологии и системы. Это поможет убедить потенциальных заказчиков, которые могут не понимать значимости их применения. Должен быть гибкий подход к финансированию реализации таких пилотных проектов. Коммерческие структуры реально беспокоятся о здоровье сотрудников и за свою возможность продолжать бизнес, поэтому у них большой спрос на тепловизоры.

Владимир Осипов: В самом начале пандемии никакого дефицита не было – это говорит о хороших деловых навыках руководителей отечественных компаний и компаний- иностранных представительств, которые охватывают широкий спектр видов деятельности. Скажу даже то, что на начало 2020 года был overstock на рынке, которого хватило на первые 3 квартала года. Понятие “Дефицит товара“ сегодня ушло на второй план. Однако сегодня важно то, что выживут те, кто обладает гибкостью и может трансформироваться в зависимости от условий.

Александр Коробков: Пандемия коронавируса создала новые запросы, которые хорошо «закрываются» текущими возможностями компьютерного зрения и искусственного интеллекта. Стали востребованы решения для борьбы с распространением вирусов. Речь идет о тепловизионных камерах, которые дистанционно измеряют температуру людей в потоке, модули, помогающие контролировать ношение масок, соблюдения социальной дистанции. Ввиду дефицита тиражируемых бизнес-кейсов на рынке, вендоры очень быстро сориентировались на них и создали решения.

Александр Курилин: То, о чем мы сейчас говорим, уже достаточно давно интегрировано. У нас давно есть алкотестеры, сейчас это тепловизоры, с помощью которых мы получаем информацию о том, кого пускать, а кого не пускать. На большом масштабе контроль невозможен без автоматизации. Все большую роль в принятии решений сейчас играют IT-службы, и только потом работники службы безопасности, которые просто подтверждают их решения.

КАК ТРАДИЦИОННЫМ КОМПАНИЯМ КОНКУРИРОВАТЬ С IT-КОМПАНИЯМИ?

Александр Курилин: Крупные IT-интеграторы симпатичны тем, что это взрослые зрелые люди, которые понимают, что инновации не нужны сами по себе, просто для того, чтобы быть самыми современными. Любое IT-решение – это именно решение какой-то задачи. Оно не должно быть самым новым, но должно быть самым эффективным. Так что я приветствую усиление роли IT.

Андрей Христофоров: «Системы безопасности» нужно переименовать в «IT-системы», и тогда всё встанет на свои места. Все стандарты выправятся, а клиенты станут относиться к этому вопросу правильнее. Приход IT-компаний – это прекрасно. Все решения, которые мы сейчас обсуждаем, идут из IT, так что появление людей, которые умеют с ними работать – положительный тренд. Рынок меняется в лучшую сторону. Мы сами уже лет десять считаем себя IT-компанией и «вечным стартапом».

Владимир Осипов: В чём задача IT-компаний? У них есть свои стратегии, им интересно забрать часть рынка, и именно это происходит. Цепочки поставок перестраиваются под IT-компании. Для выживания надо модернизироваться, поэтому наша компания интегрировалась с крупными IT-компаниями. Однако одна из положительных тенденций этого факта является более полное интегрированное предложение для клиентских задач, которые возникают на стыке ответственности на крупных клиентских объектах у директоров “безопасников” и ‘айтишников’.

Олег Карепанов: Приход IT-компаний случился не внезапно. Нашей компании удобно взаимодействовать с IT-компаниями: у них есть крупные заказчики, а у нас – пул партнеров, которые занимаются узконаправленной деятельностью и могут использовать этих IT-гигантов для финансирования проектов. IT-игроки готовы интегрировать сложные комплексные решения, традиционные системы им уже не интересны.

Александр Коробков: Мы сами во многом считаем себя IT-компанией, хотя преимущественно работаем на рынке систем безопасности. Поддержу коллег, которые сказали, что приход IT-компаний – позитивное изменение для рынка в целом, от которого потребитель только выиграет ввиду новых идей и роста конкуренции. Но, для традиционных компаний рынка систем безопасности это большой вызов. Вчера мы конкурировали друг с другом, а завтра проснемся и будем конкурировать, например, со Сбером и другими компаниями принципиально иного масштаба. Варианта тут три: быть крепкими орешками, как в истории с Dropbox, которые не согласились продать компанию и в итоге смогли конкурировать с гигантами, либо интегрироваться с IT-компаниями. Третий вариант, негативный, это отход на периферию.

ПРОГНОЗЫ И ПРЕДПОСЫЛКИ ФИНАНСИРОВАНИЯ ПРОЕКТОВ НА СЛЕДУЮЩИЙ ГОД.

Андрей Христофоров: На осень я прогнозирую спад. Что касается следующего года, я бы прогнозов избегал. Сейчас слишком многофакторная ситуация – ограничатся сейчас рекомендациями или введут ограничения? Что будет с нефтью на международном рынке? Что произойдёт с санкциями, новые пакеты которых сейчас обсуждаются? Рынок безопасности более чем на 60% зависит от государственных денег, поэтому подобные вещи очень сильно ощущаются всеми его игроками. К этому вопросу лучше вернуться в декабре.

Владимир Осипов: До весны ситуация будет примерно такой же. Старые методы ведения бизнеса ушли в прошлое, поэтому многие компании видят ситуацию как падение. Нужно искать новые пути решения проблем. Валютные колебания нивелируют возможность глобального планирования, поэтому нужно смотреть на более локальные факторы.

Андрей Васильев: В начале пандемии был некоторый негатив, не было ясно, как себя вести. Мы в нашей компании срочно выдавали сотрудниками оборудование для удалённой работы. К счастью, у нас есть государственные проекты, поэтому мы смогли получить пропуска для работы. Трудности возникают в моментах, касающихся коммуникации с коллегами. Мы проводим регулярные онлайн-совещания, которые помогают сохранять динамику. Единственная трудность возникла с поставщиками, поскольку мы работаем с широким спектром продукции, которая не всегда доступна в полном объеме. Дам позитивный прогноз насчет четвертого квартала: компании продолжают работать над существующими проектами, рост доллара заставляет клиентов быстрее оплачивать свои счета. Полного закрытия, как весной, не ожидается, поэтому, я думаю, в этом сезоне нас ждёт мягкий сценарий, который позволит продолжать вести бизнес.

Олег Карепанов: Мы сравнивали продажи тепловизоров: высокие показатели – в Москве, а чем дальше в регионы – тем больше затухает волна спроса, потому что там люди гораздо меньше верят в необходимость этих систем. Нужно занимать проактивную позицию и продвигать свои решения, потому что далеко не все знают об их существовании. Если у вас есть потенциальный проект, вы можете предложить его в форме сервиса, предоставить в аренду. Сейчас это актуально для ситуации, когда люди не готовы платить большие деньги, но нуждаются в технологиях.