Войти в почту

Ресторанам и отелям не хватает рабочих рук

Гостинично-ресторанный бизнес столкнулся с отсутствием технического персонала. Из-за оттока мигрантов из этой сферы, цены на услуги рабочего персонала выросли на 20-40% Комментирует руководитель рекрутинговой компании «Проф-Вектор» Юлия Панченко. Юлия Панченко руководитель рекрутинговой компании «Проф-Вектор» «Если до карантина можно было найти человека, который будет готов работать за зарплату в 1,2-1,3 тысячи, максимум 1,5 тысячи рублей за смену, это уборщицы в ресторанах, горничные, которые убирают номера в отелях, то после карантина, спустя где-то месяц, эти мигранты боялись второй волны. Открылись границы, уехало большинство из них. И, соответственно, из-за дефицита рабочих рук, на них выросла цена, минимальная — 1,8 тысячи, то есть на 30-40%. У нас клиенты говорят: «Но нам нужны горничные на постоянную работу». А эти горничные не хотят устраиваться официально, потому что они также боятся карантина и что опять их закроют. Эти трудовые мигранты готовы бегать по подработкам, скажем так, выходить на один день, чтобы им платили наличными в руки. Но вы сами понимаете, что невозможно нормальной компании доставать где-то наличные и платить здесь же сразу же в руки человеку после работы. Такая же история у нас с людьми, которые в Москву приезжали из других регионов. Они опять же не хотят ехать, потому что боятся карантина, говорят: «Зачем нам ехать? Мы приедем, нам необходимо снять жилье, заплатить деньги, потратиться на проезд (это где-то от 60 тысяч до 100 тысяч) и потом будет опять карантин, нас закроют, мы просто потеряем эти деньги. Это грозит увеличением цен, так как собственники бизнеса будут поднимать цены на те же самые блюда и напитки в ресторане». Участники рынка говорят, что проблема действительно существует и зарплаты приходится повышать. Леонид Пятильройд управляющий партнер сети вьетнамских кафе Lao Lee «Сотрудники понимают, что нам их нечем заменить оперативно, поэтому разделились на два лагеря (конкретно в нашей компании): те, кто лояльно относится к нашей компании, и второй лагерь, те, кто решил требовать повышения оплаты, исходя из того, что они знают ситуацию и понимают, что нам особо некуда деваться. Конкретно в нашем случае, у нас остались те люди, которые лояльны компании, у них стало больше работы, соответственно, мы стали им больше платить в пересчете на часы. В смысле, количество часов выросло, поэтому выросли оплаты. Раньше мы на вакансию, как кассир, повар, работник зала, в день получали от 30 до 50 откликов. Сейчас бывают дни, когда мы не получаем вообще ни одного отклика, притом, что сейчас рынок располагает к открытию новых заведений, потому что лояльные условия по аренде, но набрать команду в это заведение становится проблемой. Если раньше была проблема найти по разумной цене площадь, то сейчас проблема — найти нужное количество людей, чтобы открыть заведение. Если раньше ставки в нашем бизнесе, это касается всех ресторанов, стрит фудов, были от 1,3 тысячи для низкоквалифицированных специалистов, как грузчик, до 3 тысяч за выход для сотрудников высокого уровня, как, например, бригадир поваров, старший повар, то сейчас те, кто раньше выходил на 1,3-1,5 тысячи, сейчас хотят выходить на 2,5 тысячи+». Генеральный директор Ассоциации клининговых и фасилити операторов Андрей Драгунов отмечает что цены на услуги поднимаются. Андрей Драгунов генеральный директор Ассоциации клининговых и фасилити операторов «Происходит сильный отток персонала с объектов, порядка 40 %. Проблема, честно говоря, серьезная, из-за закрытия границ отрасль будет чувствовать дефицит. Но, я думаю, ситуация будет меняться в сторону российских работников, потому что цены в клининге однозначно поднимаются, это происходит не быстро, но это происходит и это неизбежно». Комментирует руководитель «Союза курьеров России» Иван Вайсс. Иван Вайсс руководитель «Союза курьеров России» «Мы видим, что предложение растет по зарплате, соответственно, есть нехватка. Но так как агрегаторы свои услуги выполняют в полном объеме, то есть нет каких-то жестких задержек у клиентов, которые заказывают продукты или готовую еду, то можно сделать вывод о том, что недостаток рабочей силы небольшой. Рискну заявить, что, может быть, около 10% нехватки персонала. В среднем, если разделить, учесть чаевые, учесть минимальную оплату, учесть количество заказов в час, то примерно 250 рублей и до 300. Это сейчас и это среднее, то есть есть меньше, есть люди, которые умудряются больше зарабатывать. Три месяца назад где-то на 15-20% зарплаты были ниже». В прошлом году, по данным МВД, в Москве находилось более 1,5 млн мигрантов. Сколько из них до сих пор в столице, неизвестно. Однако по оценкам Высшей школы экономики, ушли с рынка труда около 40%, пишет «Ъ». Московские власти также заявили, что после пандемии получают сигналы от бизнеса о дефиците трудовых ресурсов. Как заявил заммэра столицы Владимир Ефимов, больше всего мигрантов работало на стройках и в сфере ЖКХ. А их отток приводит к смещению сроков по реализации некоторых проектов. При этом заммэра подчеркнул, что основные проекты и задачи, связанные с уборкой города, выполняются в полном объеме.

Ресторанам и отелям не хватает рабочих рук
© BFM.RU