Убийственный налог: региональные депутаты вменили Госдуме проблемы
Очередной законопроект о сохранении системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (ЕНВД) поступил в Госдуму, сообщает KONKURENT.RU. Инициатором нового документа стало Законодательное собрание Ленинградской области. По их оценке, ЕНВД является одним из самых востребованных льготных режимов налогообложения у малого бизнеса. Исходя из данных, представленных на официальном сайте Федеральной налоговой службы Российской Федерации, в России более 2 млн налогоплательщиков применяют ЕНВД, что составляет одну треть от общего числа всех субъектов малого и среднего предпринимательства, которое немного превышает 6 млн (по состоянию на январь 2019 г.). Высокая востребованность ЕНВД у малого и среднего бизнеса связана с несколькими причинами. Во-первых, упрощенный порядок ведения бухгалтерского и налогового учета при применении ЕНВД позволяет субъектам малого предпринимательства самостоятельно вести бухгалтерский учет, не тратя на это дополнительные средства. Во-вторых, финансовый размер налогового платежа по ЕНВД не зависит от суммы получаемого дохода, позволяет предпринимателям спланировать свои издержки и соблюдать налоговую дисциплину при уплате обязательных платежей в бюджетную систему. В-третьих, ЕНВД возможно совмещать с другими режимами налогообложения, что дает возможность малым предприятиям развиваться за счет освоения новых направлений и видов предпринимательской деятельности, неся при этом минимальные издержки и риски. Кроме того, ЕНВД - это один из немногих налоговых режимов, доходы от которого согласно пункту 2 статьи 61.1 и пункту 2 статьи 61.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации подлежат зачислению в бюджеты муниципальных районов и городских округов по нормативу 100%. Именно как важный способ поддержки малого бизнеса, создания налоговых стимулов для его развития в усложнившихся экономических условиях и одновременно стабильный источник налоговых доходов для бюджетов муниципальных образований ЕНВД был сохранен и после 2018 г. Сейчас, как известно, правительством принято решение об отмене ЕНВД с 1 января 2021 г. По данным Минфина и ФНС, реальная налоговая нагрузка на предпринимателей, объединенных в крупный бизнес, составляет менее 1%, в результате чего государственный бюджет не получает значительные средства. Фактически налоговые преимущества в форме специальных налоговых режимов установлены только для малого бизнеса и по своей сути призваны создать равные конкурентные условия для всех участников рынка. В данном случае со стороны крупных торговых сетей допускается злоупотребление преимуществами, которые нивелируют усилия государства по налоговой поддержке малого бизнеса. Именно действия крупных сетей, выразившиеся в дроблении бизнеса, привели к нежеланию государства продлить действие специального режима в виде ЕНВД. В качестве альтернативных ЕНВД специальных режимов налогообложения возможно применение введенной вместе с ЕНВД упрощенной системы налогообложения (УСН) и наиболее близкой по механизму реализации - патентной системы налогообложения (ПСН). Однако анализ официальной статистики Федеральной налоговой службы Российской Федерации показывает все еще низкую востребованность ПСН у предпринимателей. Кроме того, ПСН при действующем правовом регулировании нельзя применять юридическим лицам, набор видов деятельности для этого режима налогообложения также ограничен. «Настороженное отношение малого бизнеса к УСН связано с неизбежными затратами на обеспечение ведения бухгалтерского учета при ее применении. Также важно учитывать, что в силу статьи 56 Бюджетного кодекса Российской Федерации налоговые доходы от этой системы налогообложения по нормативу 100% зачисляются в бюджеты субъектов Российской Федерации, что означает неминуемое возникновение выпадающих доходов местных бюджетов в случае массового перехода предпринимателей с ЕНВД на УСН. Помимо этого, субъекты Российской Федерации крайне не активно реализовывали предоставленную им возможность по снижению налоговой ставки по УСН (при выбранном объекте налогообложения - доходы) с 6 до 1% в зависимости от категорий налогоплательщиков. Таким образом, предлагаемое законопроектом изменение о продлении применения ЕНВД до 2024 г. затрагивает интересы большого количества предпринимателей и местные бюджеты», - написали ленинградские депутаты в пояснительной записке к законопроекту. «Отмена системы налогообложения в виде ЕНВД способна привести к уменьшению количества налогоплательщиков и потерям местных бюджетов в регионах, - говорится на сайте бизнес-уполномоченного Приморского края Марины Шемилиной. - Для нормального функционирования малого бизнеса необходимо наличие простой и стабильной системы налогообложения для возможности полноценного долгосрочного планирования, формирования качественных бизнес-планов». Новый законопроект – уже третий за последние месяцы. В начале августа председатель думского комитета по регламенту Ольга Савастьянова (позже попросила спикера Госдумы Володина вычеркнуть ее фамилию из документа) и зампред думского комитета по экономической политике Денис Кравченко предложили продлить ЕНВД до 2024 г. «Отмена ЕНВД приведет, по большинству экспертных оценок, к росту налоговой нагрузки от 1,5 до 10 раз. Вслед за дополнительными затратами на покупку оборудования (онлайн-кассы, маркировка товаров) и ведение отчетности это существенно снизит рентабельности субъектов малого предпринимательства, что приведет к многочисленным сокращениям работников и закрытиям бизнеса, росту цен», – говорили тогда депутаты. Позже еще несколько депутатов Госдумы подготовили новый законопроект о сохранении ЕНВД. Ранее сообщалось, что инициативу о продлении ЕНВД однозначно поддержали 45 глав регионов и 46 заксобраний. Ряд губернаторов «сочли возможным» поддержать продление либо указали определенные условия такой поддержки: продление на один год или доработку патентной системы налогообложения. Самые свежие материалы от KONKURENT.RU - с прямой доставкой в Telegram