"Нобелевка" по экономике за полезные виды аукционов. Объясняем коротко (391 слово)

Аукционы в том или ином виде существуют тысячелетия — с тех пор, как перед древним человеком, который хотел что-нибудь продать и не знал, сколько потенциальные покупатели готовы заплатить, встал вопрос, как организовать сделку. Да еще и так, чтобы заработать побольше. Сейчас через аукционы уже давно продают не только картины, антиквариат и другие предметы роскоши, но и вещи домашнего обихода, ценные бумаги, полезные ископаемые и даже товары, которые сложно реализовать стандартными способами, например радиочастоты (мы еще вспомним о них). При этом существует гораздо больше видов аукционов кроме того, что обыватели привыкли видеть, например в кино (там это чаще всего классический английский аукцион). В таких условиях экономические исследователи ставят задачу — проанализировать, как формируется окончательная цена. На помощь здесь и приходит теория аукционов. Но сложность анализа заключается в том, что участники торгов принимают решения, исходя из имеющихся у них данных. При этом они также принимают во внимание не только ту информацию, что знают сами, но и ту, что, по их предположениям, есть у других участников. И Роберт Уилсон в своих работах объяснил, почему рациональные участники часто делают ставки ниже их собственной наилучшей оценки общей стоимости предмета торгов. Они просто боятся, что заплатят слишком много, выиграют аукцион и, соответственно, проиграют по деньгам. Такой эффект выигрыша аукциона непомерной ценой нередко называют "проклятием победителя". Пол Милгром сформулировал теорию аукционов, которая учитывает не только общие, но и частные ценности, которые участники аукциона вкладывают в приобретаемый товар. Исследовав классические форматы аукционов, он пришел к выводу, что продавец сможет получить более высокий доход, если участники торгов будут знать больше о том, как каждый из них оценивает стоимость объекта, стоящего на кону. То есть если они будут знать больше о том, какую ценность каждый из них вкладывает в выставляемый на аукционе товар. На практике требования к участникам и к информации, которую они могут или должны сообщать, зависят от конкретного вида аукциона, действующего законодательства и решений организаторов торгов. Также оба исследователя участвовали в создании новых форматов одновременной продажи взаимосвязанных объектов, в которых продавец мотивирован получением выгоды для общества, а не максимального дохода. В 1994 году власти США использовали один из предложенных вариантов для продажи радиочастот сотовым операторам. С тех пор этому примеру последовало множество других стран. Таким образом, награда призвана отметить вклад Уилсон и Милгрома в развитие не только фундаментальной экономической теории, но и применение ее на практике. Да еще и с пользой для общества, отметил председатель Нобелевского комитета Питер Фредрикссон. Арина Раксина

"Нобелевка" по экономике за полезные виды аукционов. Объясняем коротко (391 слово)
© ТАСС