«Тануки», «ВкусВилл» и Reebok: какие сети становились объектами нападок из-за рекламы

Основатель национал-патриархатного движения «Мужское государство» Владислав Поздняков в своем Telegram-канале пообещал новую волну травли ресторана «Тануки», снявший рекламу с чернокожим мужчиной в главной роли. Какие еще скандалы возникали из-за рекламы, читайте в подборке «Рамблера».

«ВкусВилл»

Летом 2021 года сеть продуктовых магазинов «Вкусвилл» опубликовала рекламу, в которой постоянные покупатели рассказывали о любимых продуктах. Среди них была семья из двух женщин и дочерей одной из них. Материал был опубликован с соблюдением закона о защите детей от вредной информации: статью снабдили пометкой «18+», в сопровождающем тексте от лица компании говорилось, что она считает лицемерием не рассказывать о реальных семьях потребителей, а читателям советовали «взвесить за и против» перед чтением статьи. Мнения о рекламе среди пользователей разделились: кто-то упрекал сеть в пропаганде ЛГБТ, кто-то хвалил за смелость и открытость.

Героини материала рассказали журналистам, что получили много оскорблений и угроз. Вскоре статью убрали с сайта, а глава сети «Вкусвилл» и 11 топ-менеджеров извинились перед теми, чьи чувства были задеты публикацией.

«Мы сожалеем, что так получилось, и считаем эту публикацию своей ошибкой, ставшей проявлением непрофессионализма отдельных сотрудников», — говорилось в заявлении.

После этого пользователи, изначально поддержавшие компанию, обвинили ее в трусости и «переобувании в воздухе», многие заявили о бойкоте семьи. Героини статьи сообщили, что из-за сложившейся ситуации были вынуждены покинуть Россию.

Reebok

В феврале 2019 года производитель спортивной одежды Reebok запустил в России кампанию со слоганом #нивкакиерамки, поддерживающей женщин, вынужденных бороться со стереотипами общества. В ней было девять фото с тремя героинями: чемпионкой Европы по спортивной борьбе Анжеликой Пиляевой, бойцом ММА Юстыной Грачык и фем-активисткой Залиной Маршенкуловой.

Скандал вызвало фото с Маршенкуловой и слоганом «Пересядь с иглы мужского одобрения на мужское лицо». После того, как некоторые пользователи пригрозили бойкотом марки, из соцсетей убрали вообще все фото, затем кадры с Пиляевой и Грачык вернули. Фотографии с Маршенкуловой (на них были лозунги «Прикрыла соски, чтобы вы не порезались» и «Когда говорят носить на руках, представляю, как меня носят в гробу») восстанавливать не стали, ссылаясь на политику возрастных ограничений Instagram. Маркетолог компании Александр Голофаст заявил, что вся реклама была согласована с руководством, и оно просто проявило трусость

Burger King

В 2017 году сеть ресторанов быстрого питания Burger King использовала в рекламе образ Дианы Шурыгиной, 17-летней девушки из Ульяновска, пережившей изнасилование и рассказавшей об этом в ток-шоу «Пусть говорят». В кадре была изображена девушка в такой же одежде, как у Шурыгиной на шоу, повторяющая жест, которым она объясняла, что выпила «совсем немного». Лица на картинке не было, но образ был узнаваем. Многие сочли такой ход неэтичным. Фем-активистка Белла Раппопорт заявила, что намерена жаловаться на рекламу руководству сети Burger King в США. Российское подразделение сети, которое и раньше делало неоднозначные рекламы (например, запускало кампании со слоганами «Смотри не обострись» и «Какое-то наедалово») заявило, что «хулиганские истории — это тренд» и оно планирует придерживаться такой же тактики и дальше, однако позже пост был удален.

H&M

В 2018 году шведского производителя одежды H&M обвинили в расизме из-за рекламы детской одежды. На фото был изображен чернокожий мальчик в толстовке с надписью «Coolest monkey in the jungle» («Самая крутая обезьяна в джунглях»). Это была единственная вещь в коллекции, которую демонстрировал темнокожий ребенок. На фоне скандала акции фирмы упали на 30%, а канадский певец The Weeknd (эфиоп по происхождению), с которым было выпущено две коллаборации, отказался от дальнейшего сотрудничества с брендом. Руководство сети признало свою неправоту и не только удалило фотографию с сайта, но и изъяло толстовку из ассортимента.

DICE

В 2018 году студия DICE выпустила компьютерную игру Battlefield V. Поклонники раскритиковали новинку, заявив, что среди персонажей слишком много женщин. Разработчиков обвинили в потворстве феминисткам, меньшинствам и излишней политкорректности: в шутере, посвященном Второй мировой войне, фигурируют чернокожие и даже персонаж с механической рукой. Некоторые заявили, что это оскорбление ветеранов войны, а если создатели игры хотели показать женщин-солдат, следовало выбрать другой сеттинг. Другие заявили, что предыдущие части тоже не соответствовали исторической реальности. Недовольные игроки начали кампанию «Не мой Battlefield». Главный дизайнер DICE Патрик Содерлунд заявил, что не принимает такую критику, и те, кто недоволен игрой, могут ее не покупать. Игра получила ряд наград, но коммерчески оказалась неуспешной. Ее поддержка прекращена летом 2020 года.

Рамблер: главные новости