Реновация без доплат

Правительство РФ поставило точку в подготовке поправок к Налоговому кодексу, принятие которых освободит участников программы реновации в Москве от налога на доходы физических лиц. Основанием для их уплаты могли стать операции с недвижимостью в ходе реализации программы. В свою очередь, за фондом содействия реновации сохранится обязанность уплаты НДС, власти готовы освободить его только от налога на прибыль.

Власти согласовали поправки к госпрограмме реновации
© Коммерсантъ

Все разногласия по поводу проекта поправок к Налоговому кодексу, связанных с налогообложением участников программы реновации, нужно считать урегулированными. Это следует из протокола (есть в распоряжении “Ъ”) совещания, прошедшего у заместителя председателя правительства Дмитрия Козака 13 сентября.

Обсуждаемый проект поправок к Налоговому кодексу был подготовлен и внесен в Госдуму в марте этого года депутатом от Москвы Николаем Гончаром. Он дополняет основной закон о реновации, соавтором которого тоже был господин Гончар. Депутат предложил освободить участников программы реновации от налогов на доходы физических лиц, полученных в ходе реализации программы в виде нового жилья или компенсации за освобождаемое жилье, и при оценке срока владения имуществом учитывать период нахождения в собственности старой квартиры, которая была передана в фонд содействия реновации. Сам фонд предполагалось освободить от налога на прибыль и НДС. Сначала правительство не поддерживало эти предложения, сообщала газета «Ведомости», но потом одобрило их, и законопроект с поправками прошел первое чтение.

По итогам совещания у господина Козака Минфину и департаменту экономики и финансов правительства поручено к 25 сентября доработать поправки. Но, как следует из протокола, решено, что фонд содействия реновации будет освобожден только от налога на прибыль, обязанность платить НДС для него сохранится.

Получить оперативные комментарии в правительственном департаменте экономики и финансов не удалось. В аппарате Дмитрия Козака от комментариев отказались. В Минфине сообщили, что не возражают против предложений об освобождении от налогов физлиц, участвующих в реновации.

Закон о реновации был принят в середине июня. В соответствии с ним в Москве будет снесено 4,5 тыс. домов, конструктивно не отличающихся от хрущевок, построенных в 1957–1968 годах. В первую очередь под снос пойдут дома в предаварийном состоянии со степенью износа более 60%. Жителям сносимых домов полагается равнозначное равноценное жилье в том же районе или денежная компенсация. Тем, кто живет в коммуналках,— отдельные квартиры. До 1 октября власти Москвы определятся с площадками под застройку новых домов для переселенцев: сейчас рассматривается 300 площадок, плюс у мэрии есть 700–800 тыс. кв. м в домах, строительство которых началось еще до объявления новой волны реновации. Заселять их можно будет уже в конце текущего года. По словам мэра Сергея Собянина, программа продлится до 2032 года. Ранее Центр экспертиз, исследований и испытаний оценивал, что в рамках реновации ежегодно можно строить около 3,5 млн кв. м недвижимости, что сопоставимо с ежегодным объемом ввода жилья в Москве.

В рамках реновации при обмене старого жилья на новое или получении денежной компенсации граждане вынужденно совершают операции с недвижимостью, которые по действующему законодательству должны облагаться налогом на доходы, напоминает партнер адвокатского бюро А2 Михаил Александров. «В соответствии с новыми правилами москвичам не придется платить налог на доходы в размере 13% от разницы в стоимости между старым и новым жильем»,— поясняет старший юрист BGP Litigation Денис Савин. В первую волну реновации, которую проводил город под руководством бывшего мэра Юрия Лужкова, вносить поправки в Налоговый кодекс не пришлось, так как для ее реализации использовался другой механизм, не предполагающий получения доходов. «Ветхое жилье изымали для государственных нужд, а сейчас действует принцип добровольности, дома включены в программу по итогам голосования»,— пояснила “Ъ” председатель комитета Госдумы по жилищной политике и ЖКХ Галина Хованская.