Тенденции Для покупателей элитной недвижимости, помимо прочих характеристик, важна эксклюзивность проекта. Создание клубных домов или тематических жилых комплексов, объединяющих людей по интересам, формирует эту уникальность, принадлежность к числу избранных. Валерий Грибанов Впрочем, разные девелоперы в понятие "клубный дом" вкладывают свое прочтение. В классическом понимании этого термина подразумевается, что приобрести жилье в таком доме можно лишь с согласия остальных жильцов. То есть концепция элитности определяет: владельцами жилья в одном комплексе выступают не только люди одного круга, но и чаще всего знакомые между собой. Узкие рамки Михаил Турецкий, генеральный директор компании ProExpert, считает, что у клубного дома гораздо более узкие рамки: "С профессиональной точки зрения, клубный дом -- это проект элитной недвижимости на 15-20 квартир для жильцов с определенным социальным статусом. Если в проекте 50 квартир, то такой проект трудно отнести к клубному дому. Но зачастую в отсутствии четкой классификации на рынке возможна подмена понятий, и застройщики присваивают своим проектам категорию самостоятельно". По его мнению, среди новых проектов интересно выглядит клубный дом "Резиденция на Каменном" на 12 апартаментов, проект класса de luxe. "Также можно отметить клубный дом Esper Club на Крестовском и "Приоритет" от ГК "Еврострой", ЖК "Императорский яхт-клуб", из уже реализованных -- клубный дом Hovard Palace на Фонтанке. Но все эти проекты имеют более 40 квартир",-- говорит господин Турецкий. Основной плюс клубных домов -- это единый социальный статус жильцов. "Из минусов я бы отметил высокую стоимость обслуживания и эксплуатации дома, при этом чем меньше жильцов, тем выше стоимость",-- добавляет господин Турецкий. Кроме того, в идеале девелопер должен продумывать организацию мест общего пользования, которые не только подчеркнут статусность и концепцию проекта, но и станут местом для общения жителей. "Например, в одном из элитных проектов мы помогаем реализовать застройщику идею создания в холле зоны отдыха для жителей, где можно пообщаться, выпить кофе, почитать книги из общей библиотеки или посмотреть фильм, пока дети развлекаются в игровой комнате. Это позволит жителям лучше познакомиться, завести связи, а атмосфера располагает к добрососедству,-- поясняет господин Турецкий.-- В "Резиденции на Каменном", например, отдельно стоит особняк с двумя комнатами на первом этаже и спа на подземном уровне, а при входе в саму резиденцию есть большая входная группа с диванами". Другие эксперты не согласны с мнением господина Турецкого относительно того, что в клубном доме может быть не более двадцати квартир. Илона Лапинскайте, директор по маркетингу Docklands Development, говорит: "В современном понимании рынка недвижимости "клубность" подразумевает небольшое количество квартир. Чем меньше число членов клуба, тем выше его статус. На наш взгляд, для того чтобы здание считалось клубным домом, количество объектов недвижимости в нем должно быть до ста. Помимо высокого качества строительства, такие квартиры должно объединять что-то общее, в нашем случае это стиль лофт. Объектов, построенных в стиле лофт, в Петербурге единицы, малое количество рождает повышенный спрос и объединяет владельцев лофт-апартаментов в некий клуб ценителей индустриальной архитектуры. Цены на квартиры в клубных домах выше примерно на 20-30%, чем в более масштабных проектах". Екатерина Немченко, директор департамента элитной жилой недвижимости Knight Frank St. Petersburg, уточняет: "Клубными домами называют дома с небольшим количеством квартир (до 50), подчеркивая тем самым их камерность и малое количество жильцов". По ее мнению, к примеру клубного дома на 24 квартиры можно отнести проект Art View House, который строится сейчас на набережной реки Мойки, 102. Этот же дом, полагает госпожа Немченко, может считаться и тематическим: "В непосредственной близости расположен Мариинский театр, поэтому можно предположить, что жители дома будут поклонниками оперы и балета или людьми искусства". Антон Банин, ведущий аналитик ГК "Доверие", обращает внимание на то, что еще совсем недавно клубные дома практически не строились в Петербурге в связи с низким спросом на рынке. Хотя, отмечает он, в советские годы существовали целые поселки для литераторов, музыкантов, военнослужащих, спортсменов, артистов. "Строилось так называемое клубное жилье для работников определенных заводов и научно-образовательных учреждений. Сегодня тематические и клубные дома в понимании девелоперов -- это ограниченный круг покупателей с определенным бюджетом",-- говорит он. По его словам, богатый опыт создания тематических проектов есть в зарубежных странах. "Особого внимания заслуживают Нидерланды, где расположен жилой комплекс для музыкантов в городе Роттердам, где запроектированы специальные помещения для занятия музыкой. В одной из западных областей Испании скоро появится жилой поселок с конным клубом, предназначенным исключительно для местных жителей. Отдельное направление, популярное за рубежом,-- тематическое жилье для профессиональных спортсменов. Причем каждый клубный дом объединяет жильцов, предпочитающих определенный вид спорта. В России этот тренд тоже начинает появляться, например, в этом году в Коломне объявили о строительстве жилого комплекса при конькобежном центре",-- рассказал аналитик. Особый интерес Хотя к идее тематического жилья -- домов, где живут люди, объединенные каким-либо интересом,-- госпожа Немченко относится скептически. "Трудно представить тематический жилой комплекс, в котором все жильцы имеют одно увлечение или род занятий. Это скорее будет похоже на коммуну или секту. Покупателей, которые выбирают для себя один объект, скорее всего, объединяют общая шкала ценностей и одинаковый уровень запросов и потребностей. Это могут быть люди самых разных профессий, увлечений, рода деятельности, но общим знаменателем для них служат желание жить именно в этом месте и качественные характеристики дома, которые соответствуют их требованиям. Название объекта и отражение платформы бренда в архитектуре, в инфраструктуре и в прилегающей территории, в оформлении холлов дают дополнительный эмоциональный посыл покупателям, формируют позитивное восприятие объекта, но не предполагают какой-либо категоричности по отношению к их составу",-- поясняет госпожа Немченко. Господин Турецкий добавляет: "Проект с узкой тематикой изначально будет ограничивать целевую аудиторию, а девелоперы не готовы идти на такой риск. Подобная черта характерна не только для российского рынка, но и для европейского. В Европе застройщики тоже не стремятся объединять жильцов по конфессиям или бизнес-интересам. Скорее наоборот: например, в Англии застройщиков элитной недвижимости обязывают 10% квартир отдавать на социальные нужды. В эти квартиры заселяют врачей, учителей и других социальных работников, при этом остальные жители дома не возражают против такой практики". Оксана Кравцова, генеральный директор ГК "Еврострой", так видит концепцию клубного дома: "Многие девелоперы выбирают формат клубного дома и приспособление его под современные требования к элитному жилью из прагматических целей -- в силу отсутствия свободных пятен. Мы пошли от обратного. В своих объектах мы хотим объединять людей, близких по духу, с единым мировоззрением, ценностями и взглядами на жизнь. Для меня принципиальную роль играет личное знакомство с клиентами, которые приобретают у нас квартиры. Я доношу до них философию, которая будет поддерживаться в наших домах, и вижу, что они загораются идеей и покупают квартиру именно потому, что у нас есть установленные стандарты жизни". Она рассказала, что в ЖК "Привилегия" клубность очерчена социальным фактором -- там планируется активное общение: тематические вечера, интеллектуальные развлечения, дегустации вин, детские мастер-классы, экскурсии и многое другое. "Второй наш объект -- клубный дом "Приоритет" -- позиционируется как дом для джентльменов: специально для них мы продумали единую входную группу с портье и ресепшен, серьезную инфраструктуру с гастрономической лавкой, рестораном, барбершопом, кинотеатром, сигарной комнатой и другими сервисами. Esper Club на Крестовском станет подчеркнуто семейным клубным домом с соответствующим спектром услуг",-- говорит госпожа Кравцова. Ася Левнева, заместитель директора департамента по маркетингу и продажам ЗАО "Балтийская жемчужина", считает, что выбранная тема, которая в дальнейшем формирует архитектурные особенности проекта и территории, маркетинговую политику, может быть определена локацией строительства или другими уникальными характеристиками проекта. "В "Балтийской жемчужине" в качестве примера тематической недвижимости я могу привести ЖК клубного типа Duderhof Club. Наших покупателей недвижимости в Duderhof Club, помимо стремления к высокому уровню комфорта, объединяют активный образ жизни и любовь к водным видам спорта. Чтобы подчеркнуть эту общность интересов, осенью мы анонсировали акцию, в рамках которой покупатели домовладения в этом жилом комплексе получали комфортный и маневренный катер в подарок. Проект был презентован на ежегодном морском фестивале, проходившем на Петровской косе". Катерина Соболева, управляющий директор департамента инвестиций в недвижимость Becar Asset Management Group, резюмирует: "В городе не так много клубных проектов, потому что это определенный ценовой сегмент, который в принципе противопоставлен массовому. Но если говорить о тематических комплексах, то в Петербурге они представлены, и причем в разных сегментах недвижимости. Пожалуй, хорошим примером будет ЖК Time, где девелопер поставил перед собой цель создать жилой комплекс для людей, которые экономят время. Помимо солнечных часов на территории, застройщик реконструировал газгольдер и оборудовал в нем многоуровневый паркинг. Если же исходить из так называемых соседских клубов по интересам, то в ЖК Skandi Klubb у жителей есть инфраструктура для организации турниров по настольному теннису и клуба любителей чтения. В ЖК Magnifika решили объединить собственников любовью к земле: у каждого есть возможность разбить небольшой огород на территории комплекса. Говорить о минусах или плюсах сложно, потому что, с одной стороны, люди которые увлечены чем-то общим,-- это действительно хорошая идея для соседства, но с другой стороны, девелопер, создавая клубный проект, сужает свою потенциальную аудиторию".

Клуб по интересам
© Коммерсантъ в Санкт-Петербурге