Эксперты призвали создать единый стандарт представления открытых данных

Профессор Торонтcкого университета Марк Фокс считает необходимым создать стандарт, в соответствии с которым города могли бы загружать данные в семантическую паутину (в отличие от Всемирной паутины, она предназначена для машин). Такое заявление ученый сделал на конференции "Стандарты технологий "умного" города", организованной Университетом ИТМО, Техническим комитетом "Кибер-физические системы" и "Российской венчурной компанией" (РВК) в Санкт-Петербурге. Единый стандарт представления информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления позволил бы создать интеллектуального агента, который мог бы верно интерпретировать городские показатели и выявлять причины тех или иных изменений в поселениях, что в свою очередь улучшило бы работу городских служб и ускорило бы развитие "умных" городов. Как пояснил Марк Фокс, машина не всегда может качественно анализировать данные, так как одно слово может иметь несколько значений. Какое используется в конкретном случае, машине не всегда понятно. "Например, в английском языке есть слово "plant". Оно означает как "предприятие", так и "растение". Представим, что это слово встречается в двух разных документах, в разных местах мы говорим о разном, и, если мы анализируем данные, мы должны знать, что не существует двойственности в понимании одного и того же понятия и концепции", - пояснил эксперт. По словам ученого, в большинстве городов транспортные, канализационные, социальные системы, системы безопасности не связаны, и ведомства развивают собственные информационные системы. Из-за этого простые городские задачи, например, прокладка дороги, выполняются дольше. На примере замены конкретного участка дорожного полотна эксперт объяснил, как в одной простой на первый взгляд процедуре оказываются задействованы сразу несколько организаций. После проведения тендера выбирается застройщик. Так как на участке дороги могут находиться старые поврежденные трубы, решение о ремонте необходимо обсудить с отделом водоснабжения, а также с ответственными за систему канализации. "Кроме того, когда ремонтируют дороги, это мешает туристам. Если запланировано проведение культурного мероприятия, возражение может появиться у полиции. Также ремонт может повлиять на городские транспортные маршруты. Простая задача, казалось бы, - заменить кусок дороги - стала задачей, которая решается с участием множества организаций, связанных между собой. Мы должны уметь воспринимать информацию из разных источников одновременно", - пояснил эксперт. Ситуация в России Как отметил вице-президент ВШЭ Игорь Агамирзян, единственное требование к публикации данных ведомствами в Российской Федерации, которое сейчас существует, - это формат html. "Дальнейшее устройство документов остается на усмотрение ведомств", - заявил эксперт. На Петербургском международном экономическом форуме (ПМЭФ), который проходил в Санкт-Петербурге в июне 2017 г., специалисты ИТМО представили математическую модель, способную сводить различные городские параметры в единое целое. Она позволит городским планировщикам понять, как лучше организовать инфраструктуру, какие объекты вводить в эксплуатацию в первую очередь, как оптимизировать бюджет строительства и эксплуатации городских объектов. Модель учитывает мобильность населения, финансовые потоки, информационно-психологическую обстановку. Разработку планируется использовать при строительстве первого "умного" города-спутника Южного в Пушкинском районе Санкт-Петербурга, которое начнется в 2018 г. и продлится 15 лет. Проект предусматривает создание 4,3 млн кв. м жилья (на 134 тыс. человек), 1 млн кв. м коммерческой недвижимости (на 60 тыс. рабочих мест). "Градообразующим предприятием", как сообщается на сайте правительства Санкт-Петербурга, станет кампус ИТМО площадью 400 тыс. кв. м с комплексом научных центров и лабораторий. В Санкт-Петербурге также запустили проект "Умный город", рассчитанный на три года. Согласно сайту правительства, до 2020 г. в городе планируется создать единую информационную систему стратегического и оперативного контроля различных сфер жизни. Как рассказал на Экспофоруме в сентябре 2017 г. ректор университета ИТМО Владимир Васильев, проект - часть стратегии экономического и социального развития Санкт-Петербурга на период до 2030 г., которая нацелена решить основные проблемы города и улучшить качество жизни петербуржцев. Согласно результатам опросов, озвученным ректором, 29% горожан недовольны государственным управлением, 24% - благоустройством города, 21% - качеством дорог и общественным транспортом. Материал предоставлен проектом "+1".