«Платон» собрал на мост
Десятая часть платы от дальнобойщиков пошла на строительство переправы в Нижнем Новгороде Дорожный фонд России перечислил 3,6 млрд руб. на строительство Борского моста в Нижегородской области. Это 10% средств, собранных с владельцев большегрузных автомобилей в России за два года работы системы «Платон». В регионе сейчас действует восемь рамок системы, контролирующей соблюдение правил проезда грузовиков по федеральным трассам, в которой зарегистрировано 94% большегрузов. Несмотря на бюджетный эффект владельцы коммерческого транспорта полагают, что существующая система приводит к уходу с рынка мелких игроков, росту тарифов и появлению недобросовестных перевозчиков. О результатах работы «Платона» в Приволжье рассказала на профильном форуме руководитель окружного филиала государственной системы Наталья Соболева. За два года работы системы Дорожный фонд РФ собрал со всех российских большегрузов 37 млрд руб., из них 10,5 млрд руб. были направлены на ремонт дорог и мостов Приволжского федерального округа. Самый большой трансферт в округе и в целом по России получила Нижегородская область — 3,6 млрд руб. на строительство второго Волжского моста между Нижним Новгородом и Бором. Уфе Дорфонд РФ перечислил 1,5 млрд руб. на строительство Затонского моста, 930 млн руб. получила Самара на Фрунзенский мост, 1 млрд — Удмуртия на пять мостов и 500 млн руб. — Пензенская область на два моста. Кроме того, нижегородские грузоперевозчики получили 184 млн руб. компенсации транспортного налога — это третий показатель в ПФО после Татарстана и Самарской области. Всего в ПФО владельцам грузовиков вернулось 1,7 млрд руб. транспортного налога. Напомним, система «Платон», предусматривающая сбор средств с владельцев большегрузов весом от 12 т на ремонт федеральных трасс, начала работать в России 15 ноября 2015 года. Предполагалось, что за 1 км пути по федеральным дорогам собственники грузового транспорта будут платить 3,73 руб., но из-за массовых протестов дальнобойщиков он был снижен и сейчас составляет 1,9 руб. В Нижегородской области работает восемь стационарных рамок «Платона» и два передвижных пункта контроля. Всего в регионе в системе зарегистрировалось 16 тыс. грузовиков — 94% от общего числа работающих (в ПФО — более 120 тыс.), 87% из них установили бортовые устройства, которые фиксируют пройденное машиной расстояние. Работающие в Нижегородской области грузоперевозчики в основном с новой системой смирились, однако констатируют, что она не привела к установлению дисциплины на рынке. «Из-за того, что кто-то платит, а кто-то уклоняется от взносов и демпингует, возникает недобросовестная конкуренция. Поэтому надо доработать систему и переложить дополнительные расходы по „Платону“ на грузоотправителей, поскольку некоторые из них не компенсируют добровольно расходы перевозчикам. Из-за этого даже некоторые добросовестные игроки перестали платить», — рассказал лидер движения «12 тонн» Сергей Сапронов. Кроме того, перевозчики отмечают, что собственники транспортных средств вынуждены платить за «негативное воздействие» на дорожное полотно даже в том случае, когда большегрузы следуют пустыми — нормы, которая бы позволяла не платить за проезд по федеральным трассам порожним фурам, не существует. Еще одной претензией участников рынка стала невозможность провести постоплату. Однако в «РТ-инвест» (проектная компания, которая по концессии с Росавтодором создала «Платон») пояснили, что постоплатой пользуется 14% зарегистрированных в России большегрузов, которые в течение полугода вовремя и добросовестно оплачивали проезд по федеральным трассам. По мнению участников рынка, в целом работа системы приводит к выбыванию парка грузовых автомобилей, что постепенно выльется в рост тарифов на перевозку и в итоге в увеличение стоимости, прежде всего, продуктов питания. «Думаю, эта тенденция сохранится, потому что сейчас автопоезд стоит порядка 8 млн руб., его окупаемость с учетом работы системы „Платон“ превышает восемь лет. В итоге баланс спроса и предложения сдвинулся, и уже в следующем году это может привести к резкому всплеску тарифов на перевозки. То есть в целом мы поддерживаем „Платон“, но дьявол кроется в деталях. И необходимо в первую очередь не повышать тарифы, а менять систему администрирования, чтобы собирать плату со всех участников равномерно, иначе будет раскол в среде перевозчиков», — заявил руководитель по логистике Coca-Cola HBS Россия в центральном и южном регионах Илья Елецких. Анна Павлова