Экономика
Компании
Рынки
Личный счет
Недвижимость
Курсы валют
Конвертер валют
Курс доллара
Курс евро
Десятая часть платы от дальнобойщиков пошла на строительство переправы в Нижнем Новгороде
«Платон» собрал на мост
Фото: Коммерсантъ в Нижнем НовгородеКоммерсантъ в Нижнем Новгороде
Дорожный фонд России перечислил 3,6 млрд руб. на строительство Борского моста в Нижегородской области. Это 10% средств, собранных с владельцев большегрузных автомобилей в России за два года работы системы «Платон». В регионе сейчас действует восемь рамок системы, контролирующей соблюдение правил проезда грузовиков по федеральным трассам, в которой зарегистрировано 94% большегрузов. Несмотря на бюджетный эффект владельцы коммерческого транспорта полагают, что существующая система приводит к уходу с рынка мелких игроков, росту тарифов и появлению недобросовестных перевозчиков.
О результатах работы «Платона» в Приволжье рассказала на профильном форуме руководитель окружного филиала государственной системы . За два года работы системы Дорожный фонд РФ собрал со всех российских большегрузов 37 млрд руб., из них 10,5 млрд руб. были направлены на ремонт дорог и мостов Приволжского федерального округа. Самый большой трансферт в округе и в целом по России получила Нижегородская область — 3,6 ­млрд руб. на строительство второго Волжского моста между Нижним Новгородом и Бором. Уфе Дорфонд РФ перечислил 1,5 млрд руб. на строительство Затонского моста, 930 млн руб. получила Самара на Фрунзенский мост, 1 млрд — Удмуртия на пять мостов и 500 млн руб. — Пензенская область на два моста. Кроме того, нижегородские грузоперевозчики получили 184 млн руб. компенсации транспортного налога — это третий показатель в ПФО после Татарстана и Самарской области. Всего в ПФО владельцам грузовиков вернулось 1,7 ­млрд руб. транспортного налога.
Напомним, система «Платон», предусматривающая сбор средств с владельцев большегрузов весом от 12 т на ремонт федеральных трасс, начала работать в России 15 ноября 2015 года. Предполагалось, что за 1 км пути по федеральным дорогам собственники грузового транспорта будут платить 3,73 руб., но из-за массовых протестов дальнобойщиков он был снижен и сейчас составляет 1,9 руб. В Нижегородской области работает восемь стационарных рамок «Платона» и два передвижных пункта контроля. Всего в регионе в системе зарегистрировалось 16 тыс. грузовиков — 94% от общего числа работающих (в ПФО — более 120 тыс.), 87% из них установили бортовые устройства, которые фиксируют пройденное машиной расстояние.
Работающие в Нижегородской области грузоперевозчики в основном с новой системой смирились, однако констатируют, что она не привела к установлению дисциплины на рынке. «Из-за того, что кто-то платит, а кто-то уклоняется от взносов и дем­пингует, возникает недобросовестная конкуренция. Поэтому надо доработать систему и переложить дополнительные расходы по „Платону“ на грузоотправителей, поскольку некоторые из них не компенсируют добровольно расходы перевозчикам. Из-за этого даже некоторые добросовестные игроки перестали платить», — рассказал лидер движения «12 тонн» . Кроме того, перевозчики отмечают, что собственники транспортных средств вынуждены платить за «негативное воздействие» на дорожное полотно даже в том случае, когда большегрузы следуют пустыми — нормы, которая бы позволяла не платить за проезд по федеральным трассам порожним фурам, не существует. Еще одной претензией участников рынка стала невозможность провести постоплату. Однако в ­«РТ-инвест» (проектная компания, которая по концессии с Росавтодором создала «Платон») пояснили, что постоплатой пользуется 14% зарегистрированных в России большегрузов, которые в течение полугода вовремя и добросовестно оплачивали проезд по федеральным трассам.
По мнению участников рынка, в целом работа системы приводит к выбыванию парка грузовых автомобилей, что постепенно выльется в рост тарифов на перевозку и в итоге в увеличение стоимости, прежде всего, продуктов питания. «Думаю, эта тенденция сохранится, потому что сейчас автопоезд стоит порядка 8 млн руб., его окупаемость с учетом работы системы „Платон“ превышает восемь лет. В итоге баланс спроса и предложения сдвинулся, и уже в следующем году это может привести к резкому всплеску тарифов на перевозки. То есть в целом мы поддерживаем „Платон“, но дьявол кроется в деталях. И необходимо в первую очередь не повышать тарифы, а менять систему администрирования, чтобы собирать плату со всех участников равномерно, иначе будет раскол в среде перевозчиков», — заявил руководитель по логистике HBS Россия в центральном и южном регионах Илья Елецких.