Как выживает во Владивостоке рынок коммерческой недвижимости

Несмотря на экономический кризис, офисных зданий и торговых площадей во Владивостоке становится все больше. В связи с этим возникает вопрос: для кого все это строится? За последнюю пятилетку во Владивостоке был введен в эксплуатацию ТРЦ «Черемушки», Сенданка-Сити» и вероятно в следующем году откроется «Калина молл», площадью 102 кв.м. По словам застройщика Олега Пикалова, есть инвестор, который хочет построить во Владивостоке еще более громадный торговый комплекс на 125-150 кв.м. Кроме того, сам Пикалов в следующем году планирует завершить масштабный проект, запущенный в 2013 году – 30-этажное офисное здание в районе Чуркина. «Сроки затянулись, так как мы все зависим от экономической ситуации в стране, а в последние четыре года она весьма некрасивая. При этом, я думаю, что мой объект будет востребован: я смотрю на другие построенные мною офисные помещения – они все заполнены. Бизнес работает. Люди не покупают офисы, они их арендуют», - рассказал Олег Пикалов. Как оказалось, сейчас мало кто из арендаторов жалуется на заполняемость своего объекта. Свободных мест почти нет. «Я раньше даже предположить не мог, что в моем бизнес-центре будут арендаторы, которые оказывают парикмахерские услуги, ногти, какие-то уколы красоты. Арендуют помещения стамотологическая клиника, кофейня и так далее», – добавляет Олег Пикалов. Наблюдается спрос на аренду маленьких недорогих офисных помещений, а также на офисы премиум-класса. При этом помещения среднего сегмента площадью 100-200 кв. м простаивают. «Стоимость объектов за последние 2-3 года особенно не изменилась. Как ранее, так и сейчас самыми востребованными были торговые помещения на первой линии. Спрос на них превышал превышает предложение», – говорит Иван Соловьев, руководитель четвертого отдела агенства недвижимости «Метры». Рынок коммерческой недвижимости приспосабливается к новым реалиям. Конечно, кризис и накладывает свой отпечаток , но в отличии от того же 2014 года состояние более оптимистичное. «Неэффективное управление – причина многих проблем. Часто концепция выбрана неудачно. К примеру, на мой взгляд, административно-торговому комплексу «Скай-Сити» куда лучше подошел бы формат многофункционального центра с элементами торговли на первом этаже, может быть сферой обсулживания или медицинскими услугами на втором. Уверен, что объект еще можно реабилитировать», – рассказывает Андрей Рысенков, руководитель отдела продаж ESTATE GROUP. Владивостоку не хватает качественных коммерческих площадей. Современных, комфортных бизнес-центров высокого класса не так много в городе – спрос в этом сегменте превышает предложение. Что касается отдельных офисных помещений (вне рамок административных зданий) – здесь мы наблюдаем обратную картину. По словам Рысенкова, если десять лет назад считалось престижным иметь свой офис с отдельным входом где-нибудь на первом этаже дома с небольшой парковкой, это подчеркивало ваш статус, а цена аренды в бизнес-центрах была значительно выше, сейчас многие компании рассматривают исключительно офисные площади в административных зданиях, бизнес-центрах. По подсчетам специалистов, на данный момент во Владивостоке находится более 180 офисных зданий. В это число входят и архитектурные «свежаки», и те строения, которые были возведены еще при СССР. Титул «бизнес-центр» такие здания имеют лишь номинально. Среди арендаторов офисных помещений могут находиться компании, чья деятельность представляет собой работу за компьютером, так и компании, представляющие из себя мини-салоны красоты, кофейни на четыре столика, магазинчики, торгующие сувенирами или бижутерией.

Как выживает во Владивостоке рынок коммерческой недвижимости
© Primpress