В столицу Эстонии вернулось абстрактное искусство
ТАЛЛИНН, 30 сен — Sputnik, Ирина Тихомирова. Выставка включает живописные и графические работы, черно-белые видео, абстрактные пространственные композиции и фотографии. Стержнем экспозиции являются произведения эстонской художницы Сирье Рунге, которая в последней трети прошлого века обрела известность благодаря своим работам в стиле геометрического абстракционизма и своим творчеством представляет целое направление в искусстве. Коллекцию ее произведений вполне можно вычленить в ретроспективную выставку, где собраны картины, рожденные в 70-х годах двадцатого века. Еще будучи студенткой таллиннского Художественного института (как в советский период называлась Эстонская академия художеств), она создавала абстрактные работы, которые на тот момент выглядели бунтарскими, непонятными и зачастую бессмысленными. Открытие выставки «Абстракция как открытый эксперимент» Как пишет куратор выставки Мари Лаанеметс в своем комментарии к проекту Дома искусства, поясняя его концепцию, "это первая институциональная выставка, которая вновь выделяет раннее геометрическое творчество Сирье Рунге и рассматривает его в международном контексте. Рисунки, картины и слайдовые проекции Рунге вступают в диалог с произведениями Зофии Кулик (род. 1947), Доры Маурэр (род. 1936) и Фальке Пизано (род. 1978)". Фрагмент экспозиции «Абстракция как открытый эксперимент» в Таллиннском доме искусства Таким образом, кроме произведений эстонской художницы Рунге, в рамках экспозиции можно увидеть Работы Зофии Кулик и Пшемыслава Квика (Польша), видеоарт Доры Маурэр (Венгрия), абстрактные композиции Фальке Пизано (Нидерланды) и Бенуа Мэр (Франция), Юри Окаса (Эстония). Уже история Абстрактное искусство, представленное в эстонской столице, авангардное в моменты своего появления и установления, на сегодняшний день выглядит вполне умеренным и даже буржуазным: оно давно акцептировано искусствоведами, занесено в реестры изобразительной культуры, не фрустрирует и уже не будоражит публику, как это было на этапе поиска своего места на арене новых художественных практик. Редкие уже свидетели того момента в истории искусства помнят, какое отторжение и непонимание встретило в обществе это художественное направление, какую нелегкую борьбу пришлось вести тем живописцам и графикам, особенно в Советском Союзе, которые увидели для себя в этом стиле адекватный способ выражения собственных идей. Сегодня можно признать очевидным тот процесс, когда общество пересматривает свои собственные вкусы, меняет оценки того, что стало при жизни поколения историей творчества и креативности мышления. Фрагмент экспозиции «Абстракция как открытый эксперимент» в Таллиннском доме искусства Проект Таллиннского дома искусства "Абстракция как открытый эксперимент"поддерживают Венгерский институт и Mondriaan Fund. Выставка подготовлена благодаря организациям и частным лицам, которые предоставили в экспозицию Таллиннского дома искусства художественные произведения из своих коллекций, а это Художественный музей Эстонии, Эстонский музей архитектуры, Музей искусств Тартуского университета, Художественный музей Хямеэнлинна, Новый музей искусства и дизайна Нюрнберга, Galerie Thomas Bernard, художники и многочисленные частные лица. Фрагмент экспозиции «Абстракция как открытый эксперимент» в Таллиннском доме искусства Абстрактное искусство (абстракционизм) — направление в искусстве XX века, отказывающееся от изображения реальных предметов и явлений в живописи, скульптуре и графике. Рафаэль из Эстонии: творчество — исповедь >>