Экономика
Компании
Рынки
Личный счет
Недвижимость
Курсы валют
Конвертер валют
Курс доллара
Курс евро

К концу года торговых центров в столице станет больше

Основной объем новых торговых площадей в столице — почти 60 процентов — будет введен в эксплуатацию в четвертом квартале года. Для рынка недвижимости это новый рекорд.

К концу года торговых центров в столице станет больше
Фото: Вечерняя МоскваВечерняя Москва

Накануне Нового года москвичей ожидает рекордный ввод торговых площадей. Такие данные были недавно озвучены в предварительном отчете по столичному рынку торговой недвижимости компанией CBRE — крупного холдинга, работающего в сфере коммерческой недвижимости и инвестиций.

Видео дня

Тенденция сдавать новострой в эксплуатацию именно в четвертом квартале года не нова. В среднем на этот квартал за предыдущие пять лет приходилось около трети годового показателя открытий. К примеру, за третий квартал этого года в Москве был введен в эксплуатацию только один районный детский торговый центр («Улей») и завершен ввод двух фаз уже действующих проектов («Времена года» и «Видное Парк»). Но в этом году на новогодний квартал приходятся рекордные 59 процентов ввода, и в итоге общий объем вводимой торговой недвижимости достигнет 130 тысяч квадратных метров. При этом прослеживается еще одна динамика — доля свободных площадей продолжает постепенное снижение в течение последних двух лет, начиная с третьего квартала 2016 года.

По мнению специалистов CBRE, к концу этого года уровень вакантных площадей на торговых площадках столицы достигнет 7,5–8 процентов. Это значит, что ретейлеры все активнее заполняют свободные площадки в торговых центрах, заранее подписывают договоры аренды и планируют к новогодним праздникам открыть еще больше магазинов.

По словам директора департамента торговой недвижимости международной консалтинговой компании Евгения Хакбердиева, спад в торговом сегменте наблюдают в течение последних лет. Это связано в первую очередь с общим ухудшением инвестиционного климата, что повлекло за собой уход с рынка международных инвесторов и ряда крупных торговых брендов. Но помимо этого наблюдалась еще стагнация оборотов розничной торговли. Грубо говоря, люди просто стали реже ходить по магазинам.

— О пересмотре концепций торгово-развлекательных комплексов участники рынка всерьез задумались после кризиса 2014 года, когда потребление снизилось в разы, а вакансии площадей достигли максимума, обнажив изъяны бизнес-моделей, — считает руководитель одной из управляющих компаний Андрей Пригульный. — Поэтому специалисты считают, что на сегодняшний день актуальна реконцепция (изменение идеи проекта, его позиционирования. — «ВМ»). Это оптимальный вариант перестройки бизнеса, позволяющий увеличить заполняемость торгового центра до ста процентов и умножить выручку в два-три раза. Чем сейчас многие и занимаются.

В целом за последние три года в большинстве административных округов столицы эксперты отмечают положительную динамику обеспеченности населения качественными торговыми комплексами. По Москве этот показатель за последний год увеличился на 21 процент, отметили аналитики одной из международных консалтинговых компаний. Теперь на тысячу жителей приходится чуть более 502 квадратных метров торговых площадей.

Самые обеспеченные округа по данному показателю — Троицкий и Новомосковский (ТиНАО) — 1011 «квадратов» на тысячу человек. — Торговые площади в ТиНАО выросли в среднем на 15 процентов, — отметил управляющий партнер компании — разработчика систем подсчета посетителей .

Эксперт также считает, что ввод новых торговых центров в четвертом квартале 2018 года увеличит предложение по аренде площадей на 3 процента. Однако кардинально это никак не скажется на тех тенденциях столичного рынка коммерческой недвижимости.

— Если раньше человек ходил в торговый центр три раза в неделю, то когда у него откроется центр у работы, он вместо трех походов в старый пару раз заглянет в другой. Именно так работает конкуренция, — говорит Князев.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Евгения Сафонова, аналитик департамента исследований Cushman & Wakefield:

— По нашим прогнозам, объем строительства в Москве в 2018 году торговых центров составит порядка 130 тысяч квадратных метров. Доля свободных площадей в московских торговых центрах постепенно снижается. Это как раз результат того, что новые торговые центры будут сданы в четвертом квартале.