Почему арендаторы стараются открыть свой бизнес ближе к к Кремлю

Объем площадей пустующих помещений в центре Москвы за последние три года сократился в 2,5 раза. «ВМ» спросила экспертов, по какой причине арендаторы стараются открыть свой бизнес поближе к Кремлю. Итоги третьего квартала 2018 года в сегменте стритретейла подвели эксперты международной консалтинговой компании Colliers International. Выяснилось, что уровень вакантности торговых площадей в Центральном округе столицы составил 4,8 процента — это исторический минимум. Еще два года назад в аналогичный период времени этот показатель составлял 11 процентов. В сегменте преобладает ресторанный бизнес. На его долю первые девять месяцев 2018 года суммарно пришлось примерно 60 процентов всех открытий в центре Москвы. — Огромное влияние на заполнение помещений оказала программа «Моя улица», считает руководитель отдела стрит-ретейла компании JLL в Москве Юлия Назарова. — Также на рынок центрального стрит-ретейла города значительное повлияли ограничение парковки, реконструкция улиц и создание пешеходных зон. В результате большинство центральных улиц сформировали свое новое «лицо» и привлекли арендаторов. В качестве примера Юлия Назарова приводит Тверскую улицу. — Еще несколько лет назад была улицей в первую очередь для премиальных брендов, а сегодня ориентируется на жителей Москвы и туристов в целом: на ней появились продуктовые магазины, демократичные кафе и бренды, российские дизайнеры, — считает Юлия Назарова. Однако у вице-президента Российской гильдии риелторов Олега Самойлова на этот счет совершенно иная точка зрения. — В моем понимании площади в центре Москвы по-прежнему доступны, однако на них просто нет спроса, — считает он.— А вот на более доступные объекты он действительно наблюдается. Это происходит в том числе из-за того, что многие бизнесы, которые относятся к категории стрит-ретейла, произвели трансформацию территориального предназначения с целью оптимизации издержек. По словам Олега Самойлова, потенциальных арендаторов от переезда в центр Москвы останавливает высокая цена. Эксперты отметили, рост арендных ставок в центре Москвы составил 10–15 процентов. Это связано с общим снижением вакантности и появлением дорогостоящих объектов на рынке. По итогам третьего квартала этого года минимальная арендная ставка в центре зафиксирована на Большой Никитской улице — 55 тысяч рублей за квадратный метр в год. Самое дорогое минимальное предложение в Столешниковом переулке — 180 тысяч. Там же и самая дорогая максимальная ставка, которая составляет 250 тысяч рублей. По словам Олега Самойлова, при решении, где базироваться, бизнесмены ориентируются на отрасль своего предприятия. — Если им принципиально важно находиться в центре, уговорить их переехать за пределы ЦАО будет очень сложно. Потому что для него в том числе и этот фактор расположения является источником заработка средств, — объяснил Олег Самойлов. Эксперт добавил, что таких компаний на рынке не так уж и много, остальной же бизнес предпочитает базироваться неподалеку от центра города. ПРЯМАЯ РЕЧЬ Андрей Карпов, председатель правления ассоциации экспертов рынка ретейла: — В нашем понимании стритретейл — это просто переделанные под магазины первые этажи. Помещений, которые изначально предусматривались под торговлю, было не так уж и много. Большая часть из таких магазинов— переоборудованные жилые площади, поменявшие свое назначение. Если стрит-ретейл и формируется, то происходит это по инициативе самих бизнесменов.

Почему арендаторы стараются открыть свой бизнес ближе к к Кремлю
© Вечерняя Москва