Ещё
Миру грозит новая Великая депрессия
Миру грозит новая Великая депрессия
Экономика
Власти раскрыли, какой станет пенсия через год
Власти раскрыли, какой станет пенсия через год
Личный счет
Скандал на Украине: что решил Зеленский
Скандал на Украине: что решил Зеленский
Экономика
Самый низкий: В S&P оценили рейтинг РФ
Самый низкий: В S&P оценили рейтинг РФ
Экономика

Банки предсказали предновогодний всплеск кредитов на смартфоны и шубы 

Банки предсказали предновогодний всплеск кредитов на смартфоны и шубы
Фото: Российская Газета
Хитами продаж в ближайшие недели должны стать товары, которые заемщики покупают в подарок, и товары, выставленные торговыми сетями на предновогоднюю распродажу. Однако рынок POS-кредитования, когда-то обгонявший по объему ипотеку, уже больше не растет прежними темпами, в том числе из-за распространения карт рассрочки.
POS-кредитование можно назвать самым сезонно-профилированным сегментом банковской розницы, говорит старший вице-президент, директор департамента продаж целевых кредитов . Традиционный пик спроса на кредиты в торговых точках — декабрь. За последние пять лет на этот месяц в среднем приходилось 12,1 процента годовых общерыночных выдач, что примерно в полтора раза больше самого усредненно «нормального» месяца июля, на который приходится 8,2 процента годовых выдач, рассказывает Васильев.
Вторым же после декабря месяцем максимального спроса считается ноябрь, приносящий в среднем 9,8 процента годовых выдач, продолжает банкир. Вся первая половина года традиционно является низким сезоном: наименее активен в этом плане февраль — в среднем по рынку всего 6,5 процента годовых выдач. Но и январь в среднем не сильно его опережает — на этот месяц приходится всего семь процентов выдач, говорит Васильев.
Вкусы POS-заемщиков перед каждыми новогодними праздниками остаются стабильными, подчеркивают представители банков. Чаще всего в декабре-январе клиенты оформляют в магазинах кредиты на мобильные телефоны, фото-, аудио— и видеоаппаратуру, бытовую технику, перечисляет Васильев. «Также мы видим, что вследствие сезонности растет и популярность покупок в кредит верхней одежды, преимущественно меховых изделий», — добавляет он. В целом в декабре продажи растут по всем направлениям, но традиционно наибольшую динамику показывают телевизоры, уточняет вице-президент, директор по развитию партнерской сети Почта-банка . По словам аналитика банка «Хоум Кредит» Станислава Дужинского, в конце прошлого года быстро росли и продажи ювелирных изделий.
Интересно, что как раз в начале декабря этого года о выходе на рынок POS-кредитования объявил крупнейший в России банк — . Он предложил клиентам оформлять такие кредиты на сайтах своих партнеров, причем оформление заявки, рассмотрение запроса и подписание документов будут происходить онлайн, без участия сотрудников банка или торговой сети. В 2019 году Сбербанк планирует заняться оформлением POS-кредитов и традиционным способом — непосредственно на территории магазинов.
Выдача кредитов в торговых сетях вытесняется распространением карт рассрочки, но своего потребителя POS-кредитование пока будет сохранять
Заместитель председателя правления и руководитель блока «Розничный бизнес» Сбербанка напрямую говорила об «амбициозных целях» банка на рынке POS-кредитования. В кредитной организации рассчитывают, что их поможет достичь в том числе создание Сбербанком кредитного маркетплейса для выдачи таких кредитов, к которому впоследствии смогут присоединяться и другие банки.
Но на данный момент рынок POS-кредитования совсем не тот, что раньше. Так, в январе — октябре 2018 года он вырос только на четыре процента против 23 процентов за тот же период годом ранее, рассказывает Павлов. За десять месяцев года российские банки выдали POS-кредитов на 300 миллиардов рублей, оценивает Васильев. По прогнозу директора департамента потребительского кредитования в точках продаж Русфинанс-банка , благодаря предновогоднему всплеску выдач итоговым значением года для рынка станет показатель 375 миллиардов рублей.
В целом рынок POS-кредитования свой локальный пик роста уже прошел и постепенно будет стабилизироваться на уже достигнутых уровнях, считает Васильев. «Максимальные за пять последних лет годовые темпы роста портфеля на уровне 20 процентов целевое кредитование показало в начале осени 2017 года, с тех пор его рост постепенно замедляется. Кроме того, замедлению сегмента способствует развитие программ рассрочки и кредитно-карточных продуктов», — рассказывает он. В последнее десятилетие доля целевых кредитов в розничном кредитовании составляет около двух процентов. А в начале 2005 года она превышала 10 процентов, вспоминает Васильев. Тогда портфель POS-кредитов был больше портфеля ипотеки, подчеркивает он.
Несмотря на бурное развитие карточных продуктов, которые являются намного более универсальными и многофункциональными по сравнению с целевыми кредитами, последние пока не уходят «со сцены», говорит Васильев. Он ожидает, что подобное положение вещей сохранится и в ближайшие годы. «В целом понятно, что этот сегмент сам по себе не будет локомотивом роста розничного кредитования вглобальных масштабах, но при этом может выступать полем для интересных экспериментов, развивающих финансово-потребительские возможности розничных клиентов, как это, например, произошло с картами рассрочки», — рассуждает Васильев.
По мнению Павлова, в следующем году рынок POS-кредитования замедлится еще — он считает, что темпы роста такого вида кредитования не превысят одного процента. Прогноз Воронина гораздо более оптимистичен: рост рынка в пределах 10-15 процентов.
По его мнению, основными факторами влияния на спрос заемщиков в торговых точках в 2019 году станут появление новых карт-рассрочек, постепенный рост ставок POS-кредитов в связи с прогнозируемым увеличением ключевой ставки , упрощение и ускорение оформления заявок клиентов в связи с развитием онлайн-сервисов, упрощение оформления самих кредитов и оптимизация процедуры оценки заемщика банками.
Видео дня. Курс рубля может упасть до 200 рублей за доллар
Комментарии
Читайте также
Новости партнеров
Новости партнеров
Больше видео