Банки держат скорость

С начала года банкиры рекордными темпами выдают кредиты россиянам, желающим обновить автомобиль. Многие отложили покупку нового авто после резкой девальвации рубля в конце 2014-го — спрос на автомобили обвалился в два раза. И если бы не подешевевшие заемные средства и стимулирующие спрос госпрограммы, то вряд ли дилеры радовались бы росту продаж в этом году. За 11 месяцев 2018 года банкиры выдали автокредитов на 552,6 млрд рублей, что на 25,8% больше, чем за аналогичный период 2017 года (439,3 млрд рублей), фиксирует Национальное бюро кредитных историй. Игорь Седов, директор по развитию автодилерской сети «Аксель Групп»: В общей совокупности продаж среди физлиц доля кредитных автомобилей достигает почти 80%. Потребительское поведение очень изменилось за последние десять лет, и сейчас автобизнес зарабатывает в основном на продаже сопутствующих кредитных и страховых продуктов. Сделки рассчитываются с точки зрения кумулятивной маржи, и мы наблюдаем рост таких сделок. 857 тыс. рублей — средняя сумма автокредита, подсчитали в Объединенном кредитном бюро. По мнению Николая Мясников исполняющего обязанности генерального директора Объединенного Кредитного Бюро, граждане спешат приобрести автомобили, опасаясь повышения цен в 2019 году из-за увеличения ставки НДС. Господдержку урезали Российский авторынок растет девятнадцатый месяц подряд — в ноябре 2018 года он прирос на 10%. За этот месяц, по данным Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), дилеры продали 167 494 новых автомобиля, а всего за 11 месяцев продано 1 625 351 машина, на 13,7% больше прошлогоднего показателя. АЕБ предполагает, что декабрьские результаты будут сопоставимы с ноябрьскими. По итогам всего года, возможно, рынок преодолеет отметку в 1,8 млн легковых и легких коммерческих автомобилей, что на 13% выше уровня 2017-го. Но в 1,55 раза ниже исторического максимума 2012 года — 2,8 млн автомобилей. Самый высокий прирост продаж демонстрируют изделия российского «АвтоВАЗ» —324 797 единиц продано за январь-ноябрь, что на 45 789 выше прошлогоднего уровня. Спрос на российские авто поддерживает госпрограмма льготного кредитования — 10% от стоимости приобретаемого автомобиля оплачивает федеральный бюджет. Правда, с начала лета она действует только на территории Дальневосточного федерального округа. Зато скидка увеличена до 25% от стоимости приобретаемого автомобиля. Такие скидки предоставляются россиянам, владеющим водительским удостоверением, в двух случаях: при покупке первого в жизни автомобиля или при наличии как минимум двух несовершеннолетних детей. Причем в последнем случае оговаривается, что россиянин не покупал автомобилей в кредит в 2017 году. Ограничение госпрограмм, по словам Алексея Бородавина, начальника управления продуктовой политики «Русфинанс Банка», не повлекло критического обвала спроса на автокредиты. Рост рынка, пусть и умеренными темпами, продолжился, констатирует специалист. «По итогам трех кварталов текущего года портфель автокредитов банка достиг рекордного уровня за последние 10 лет и составил 95 млрд рублей», — добавил Алексей Бородавин. Никогда такого не было Ставки по кредитам в 2018 году достигли минимальных отметок за всю историю автокредитования в России. Занять рубли на новый автомобиль можно под 5% годовых. Но есть одна хитрость: за кредит под минимальные проценты банкиры просят заемщика застраховать жизнь. Причем стоимость страховки включается в сумму кредита. В результате ежемесячный платеж возрастает до такой суммы как будто ставка не 5% годовых, а все 12%, что уже сопоставимо с уровнем ставок по беззалоговым потребительским кредитам. А беззалоговый кредит дает больше свободы заемщику — он может выбрать любую страховую, может в любой момент без лишних телодвижений продать автомобиль. Во многих кредитных организациях получается, что выгодней брать кредиты без лишних страховок. ОСАГО и КАСКО — это неотъемлемая часть автокредита, а без страхования жизни и утраты трудоспособности вполне можно обойтись.

Банки держат скорость
© МетаГазета