Всегда в цене. Главное в февральском номере журнала Forbes

В 1993 году я отнес свой приватизационный чек (ваучер) в чековый инвестиционный фонд (ЧИФ) «Московская недвижимость». Из телевизора убедительно звучал рекламный слоган «Московская недвижимость всегда в цене», и это нехитрое утверждение выглядело весьма разумным. Интуитивно было понятно, что жилая и коммерческая недвижимость в Москве будет стремительно дорожать. Так и произошло. Впрочем, ни доли в ценной московской недвижимости, ни дивидендов ваучер мне, как и еще 40 млн вкладчикам ЧИФов, не принес. И потом я долго жалел, что не продал приватизационный чек номиналом 10 000 рублей скупщикам у метро «Коломенская» за $20, что примерно соответствовало месячной зарплате начинающего инженера в закрытом НИИ. Один из авторов и идеологов чековой приватизации Анатолий Чубайс в середине 2000-х реформировал российскую электроэнергетику, в 2008-м возглавил «Роснано» и теперь уверен, что будущее человечества связано с альтернативной энергетикой. Развилка пройдена, и доля возобновляемых источников энергии будет только расти, в том числе и в богатой углеводородами, но ветреной и отлично освещенной солнцем России, пишет Чубайс в колонке для Forbes. А что с московской недвижимостью? В нашем традиционном рейтинге «Короли российской недвижимости» представлены 30 компаний, получающих максимальный арендный доход, из них 26 из Москвы. На первом месте седьмой год подряд «Киевская площадь» миллиардеров Года Нисанова и Зараха Илиева (ТРЦ «Европейский», торговые центры «Москва» и «Садовод», гостиница «Украина» и др.) с доходом $1,565 млрд, на втором — шведская ИКЕА ($865 млн), на третьем — «Ташир» миллиардера Самвела Карапетяна ($670 млн). Совокупный арендный доход 30 крупнейших компаний в 2018 году составил $7,9 млрд. Заполняемость торгово-развлекательных и бизнес-центров повысилась, но арендные ставки пока не выросли. Благодаря чемпионату мира по футболу повысилась и заполняемость российских гостиниц. Самые жирные сливки сняли международные сети, управляющие высококлассными отелями в Москве и Санкт-Петербурге. В этом номере журнала мы представляем первый рейтинг 15 крупнейших гостиничных сетей в России. Чемпионом стала американская Marriott с выручкой $246 млн, совсем немного отстала Radisson (тоже из США, $244 млн), третья — французская Accor ($179 млн). Совокупная выручка 15 сетей — $1,278 млрд, что почти на $300 млн меньше арендного дохода компании Года Нисанова и Зараха Илиева, настоящих королей московской коммерческой недвижимости. Преемник ЧИФа «Московская недвижимость» до сих пор существует и называется ПАО «МН-фонд». Портфель фонда представлен не торговыми и бизнес-центрами в Москве, а земельными участками общей площадью 280 га в Московской и Калужской областях. По итогам III квартала 2018 года стоимость активов «МН-фонда» составила 444 млн рублей. В Москве есть несколько десятков более дорогих квартир, самая дорогая стоит 3,6 млрд рублей. Московская недвижимость все еще в цене.