Россияне переходят на «макарошки»

На тарелках россиян всё чаще оказываются лапша быстрого приготовления и макароны. Реальные доходы жителей страны падают, что приводит к росту интереса к макаронным изделиям эконом-сегмента. По данным Росстата, располагаемые денежные доходы россиян за первые три месяца 2019 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года снизились на 2,3%. В среднем, на душу населения в январе — марте приходилось 29 тысяч 920 рублей. Этот фактор может повлиять на переход россиян на более дешёвые продукты питания, в частности, на лапшу и макароны эконом-класса. Мы, конечно, видим рост на рынке макаронных изделий. Общаясь с крупными розничными сетями, можно сказать, что продажи круп снижаются, а интерес в эконом-сегменте к макаронам растёт. Это связано с падением доходности населения, — рассказала News.ru руководитель коммерческого отдела холдинга «Агро-Альянс» Елена Гребенникова. Маркетинговое агентство Discovery Research Group оценивает российский рынок макаронных изделий и лапши в 2018 году в 120 млрд 220,2 млн рублей. На сегмент «лапша» приходится 46 млрд 366,2 млн рублей. По данным маркетологов, больше всего лапши быстрого приготовления в 2018 году произвела компания «Маравен Фуд Сэнтрал» — российская дочерняя компания холдинга Mareven Food Holdings Ltd. (бренды «Роллтон», BIGBON, «Петра», Mareven Professional Food), 1,3 млрд единиц продукции. В натуральном выражении продажи составили 104 тысячи тонн, что на 7% выше показателей 2017 года. Лидирующие категории: лапша быстрого приготовления, картофельное пюре, бульоны — выросли в тоннаже на 2%, паста на 2,5%. Сейчас доля «Маревен» на рынке РФ в категориях лапши, картофельного пюре и бульонов превышает 40%. Удобство приготовления продолжает быть востребованным у потребителей. Рынок продуктов быстрого питания медленно, но постоянно растёт, и эта тенденция сохранится. Современная жизнь диктует более быстрый темп, и люди хотят меньше времени тратить на приготовление еды и больше времени посвящать любимым занятиям: общению, отдыху и путешествиям, — объяснил News.Ru интерес у россиян к лапше гендиректор компании До Суан Хоанг. Однако наибольший объём на рынке составляют макаронные изделия. По данным Discovery Research Group, в прошлом году объём рынка составил 74 млрд 44,6 млн рублей. Наиболее популярные бренды в РФ: «Макфа», Barilla, «Щебекинские», Rollton, Maltagliati и др. «Если речь идёт о «классических» макаронах, а не о лапше, то, согласно нашим оценкам, рост оставил 1,5 тысячи тонн», — сообщил руководитель отдела маркетинга АО «Макфа» Максим Удодов. В среднеценовом сегменте челябинская «Макфа» занимает 38% макаронного рынка. Если брать ближайших конкурентов — торговые марки Barilla и «Щебекинские», то рост у каждого из них в 2018 году перевалил за 10%. Но при этом они также выросли на 3-4 тысячи тонн. В целом рынок макарон стабилен на протяжении долгого времени. Последние 10-15 лет он растёт не более чем на 1% в год. Происходит перераспределение брендов. Та же Barilla перенесла производство макарон в Россию, резко сократив импорт, — рассказал Удодов. А тем временем цены на макароны растут. По данным статистического ведомства, средняя стоимость на данные изделия в марте этого года составили 72,3 рубля за кг, что на 8,8% выше аналогичного показателя прошлого года. За 12 месяцев выросла и цена на вермишели — на 5%, до 68,7 рубля. Цена напрямую зависят от стоимости пшеницы. Во втором полугодии 2018 года она увеличилась более чем в 1,5 раза. Наша компания, понимая, что нельзя полностью переложить галопирующий рост на пшеницу на плечи потребителей, скорректировала цены. Качество урожая 2019 и его объём будут основными факторами роста цен на макароны, — сообщил Удодов. По словам собеседника, отечественный рынок макарон становится более цивилизованным. На полках магазинов всё больше появляется макарон группы «А». Они вытесняют макароны из мягких сортов пшеницы. Однако есть и негативные тенденции. Появляется фальсификат раскрученных брендов. Кроме того, в гонке за прибылью нечистоплотные производители подмешивают мягкую пшеницу, — отметил представитель челябинской компании. В данных условиях основной рост спроса может ожидать лапшу. Сегмент может начать медленно вытеснять крупы. По данным Росстата, в 2018 году производство круп составило 1 млн 504,6 тысячи тонн (рост на 4%). Доля гречневой крупы — 32,2%, риса — 26,7%, манная крупа занимает 5,6%, перловая — 5,3%, кукурузная — 4,8%. Интерес у россиян к гречневой крупе пришелся на первые три квартала 2018 года. В IV квартале объёмы упали на 10,1%. Всего в прошлом году в РФ произвели 484,9 тысячи тонн гречки, что выше на 1,6% показателей 2017 года. Диетолог Центра лечебного питания Ольга Деккер в беседе с News.ru отметила, что тёмные крупы намного полезнее макарон и лапши, так как они очень медленно отдают глюкозу в кровь.

Россияне переходят на «макарошки»
© News.ru