В Петербурге будет пересмотрена схема передачи социальных объектов
Мониторинг связан с переходом на проектное финансирование. С 1 июля 2019 года застройщики, которые только выходят на новые площадки, не смогут напрямую привлекать деньги дольщиков. На период стройки средства осядут на эскроу-счетах в банках. Получить их можно будет только после сдачи объекта. При переходе на эскроу-счета тонким вопросом остается обеспечение новых жилых массивов социальной инфраструктурой. Зачастую детские сады, школы и поликлиники на территории возводит тот же застройщик, что строит жилой комплекс. И в регионах приняты разные схемы по обеспечению кварталов новостроек социальной инфраструктурой. Главный вопрос - как передать детский садик от застройщика на баланс региона. В регионах приняты разные схемы по обеспечению новостроек социальной инфраструктурой В Петербурге используется смешанная схема. Часть объектов город выкупает у застройщиков по рыночной стоимости, а часть компании передают городу в дар. По данным комитета по строительству Смольного, с 2012 года застройщики взяли на себя обязательство возвести 263 социальных объекта, на данный момент построены 55 из них. С 2019 по 2030 годы застройщики должны сдать 208 социальных объектов, из них 146 планируется передать безвозмездно. Это 70 детских садов, 23 школы, четыре совмещенных объекта образования, 14 поликлиник, 35 объектов имеют статус "прочие". Нюанс в том, что ранее за детский садик или школу, которая передается на баланс города безо всякой дополнительной платы, застройщик должен был заплатить 20 процентов НДС. Исполнительный директор Российской гильдии управляющих и девелоперов Елена Бодрова говорит, что обложение налогами социальных объектов всегда было серьезным сдерживающим фактором для застройщиков. Сейчас это правило отменено на федеральном уровне. Параллельно в Петербурге пересматривается схема выкупа социальных объектов. Как выяснилось, далеко не все детские сады и школы сдаются в срок и сразу же переводятся на баланс города. Так, по данным администрации Северной столицы, в городе построены, но не переданы в городскую собственность 17 детсадов, четыре школы и 14 офисов врачей общей практики. На выкуп объектов потребуется 9,44 миллиарда рублей. Учитывая, что жилые комплексы, рядом с которыми должны находиться социальные объекты, уже построены и заселены, администрация Петербурга обратилась за помощью к федеральному центру с просьбой оказать содействие по выкупу объектов. Принципиальное согласие было получено, таким образом, Петербург сможет снизить диспропорцию по количеству социальных объектов в кварталах новостроек. Станислав Еремеев, доктор экономических наук, ректор ЛГУ имени Пушкина полагает, что выкуп социальных объектов за счет федеральных средств в Петербурге вряд ли станет постоянной практикой, но сейчас он сможет оперативно повысить качество жизни новоселов. В Ленинградской области взаимоотношения с девелоперами в кварталах массового строительства строятся по схеме "Социальные объекты в обмен на налоги". Ее смысл в том, что застройщик возводит жилой комплекс, детский сад и школу, платит все положенные налоги в областной бюджет, а потом 75 процентов от выплаченной суммы ему возвращаются при выкупе объекта.