Автобусный рынок на оптимизме

По данным «Автостат Инфо», рынок новых автобусов в августе 2019 года показал отличный рост к аналогичному месяцу прошлого года. Он составил +56,3% (+499 ед.), всего было продано 1386 ед., что намного превзошло показатели легкового и грузового сегментов автомобильного рынка страны. При этом в августе реализация автобусов была выше, чем в июле на 138 ед. или на 11,1%. Таким образом, в августе был зафиксирован второй по величине показатель продаж на рынке, а первый был зафиксирован в апреле (1473 ед.). Так, что рынок постепенно восстанавливается после провального начала года, ставшего таковым из-за повышения НДС до 20%. Отечественные марки показали в августе рост на 51,4% (+416 ед.) до 1226 ед., но при этом их доля снизилась с 91,3% до 88,5%, так как сегмент иномарок вырос более чем вдвое – на 107,8% (+83 ед.) до 160 ед., частично вернув себе долю до 11,5% против 8,7% годом ранее. Несмотря на положительную динамику, такой показатель выглядит не слишком солидно. Как и ранее, продажи разных иностранных марок развивались разнонаправленно. Так, из представленных на рынке в августе 19 марок (импортных и отечественных) «в плюс» вышли 17, а «в минус» -- две. За 8 месяцев 2019 года рынок новых автобусов вырос только на 3,5% (+305 ед.) до 9123 ед. Доля отечественных марок составила 89% против 90,2% за аналогичный период 2018 года, прирост на 2,1% (+165 ед.) до 8116 ед., а иномарок, соответственно, 11% против 9,8%, прирост на 16,1% (+140 ед.) до 1007 ед. По региональным рынкам картина в августе 2019 года оказалась положительной, но контрастной. Так, провалились только Уральский ФО, показавший –26,6% (доля рынка 6,8%), и Северо-Западный ФО с минусом в19,3% (доля рынка 6,9%), все прочие показали рост продаж. Наиболее значительный подъем оказался у Северо-Кавказского ФО – в 8,5 раз (!) при доле рынка лишь 1,2% от общероссийского. В 3,5 раза вырос автобусный рынок Приволжского ФО (доля 26,8%), на 83,9% -- Центральный ФО (доля 33,7%), а также на 44,3% Сибирский ФО (доля 13,1%). В Южном округе (+8,6%, доля 6,3%) и Дальневосточном (+1,4%, доля 5,1%) рост оказался умеренным. За январь-август 2019 года картина по регионам оказалась хуже. Если Северо-Кавказский ФО и показал рост в 2,9 раза (доля рынка 2,7%), Приволжский ФО – на 39,3% (доля 19,7%), Сибирский ФО – на 22,8% (доля 14,6%), Дальневосточный ФО – на 14,8% (доля 4,4%), а Южный ФО – на 10,5% (доля 8,8%), то наибольший спад был зафиксирован в Уральском ФО с –38,1% (доля 7,2%). Центральный ФО упал на 8,3% (доля 34%), а Северо-Западный ФО сократился на 6,5% (доля 8,7%). Лучшим автобусным брендом в августе, естественно, остался «ПАЗ» с 704 ед. (+17,9% – 7-й по динамике продаж на рынке). Топ-10 полностью в плюсе не оказалась только из-за «УРАЛа» (10-е место), чьи вахтовки «просели» на 43,3% до 17 ед. На втором месте находится «ГА»З с ростом в 6,9 раза до 172 ед., а на третьем – «НефАЗ» с приростом в 2,5 раза до 126 ед. Тогда как «ЛиАЗ», хотя и показал лучшую динамику на рынке (прирост в 9,2 раза до 110 ед.), но по продажам остался лишь 4-м. Лучшей автобусной иномаркой стал Yutong (57 ед., +67,6%), хотя лучшую динамику показал King Long (рост в 7,7 раза, до 23 ед.). Возобновили продажи корейский Hyundai (2 ед.) и немецкий Mercedes-Benz (1 ед.), а Scania и MAN увеличили продажи автобусов в 3 и 2 раза до 4 и 2 ед. соответственно. Белорусские марки «МАЗ» и «Неман» показали разнонаправленные показатели: первый «упал» на 17,6% до 14 ед., а второй, напротив, вырос на 16,7% до 7 ед. Лидером среди автобусных брендов по продажам в январе-августе остается «ПАЗ» с гигантским отрывом от конкурентов (4997 ед., +17%), но при этом его доля на рынке снизилась с 67,3% до 50,8%. Это говорит о том, что улучшение конъюнктуры на автобусном рынке ведет к снижению доли «естественного монополиста». На втором месте все же остался «ЛиАЗ» (890 ед.), несмотря на падение продаж на 23,5%. Напротив, «НефАЗ» с ростом на 38,1% (до 873 ед.) почти догнал ликинцев, но пока еще остается на 3-м месте. «ГАЗ» оказался 4-й строчке рейтинге (517 ед., –23,5%). Лучшая из иномарок – Yutong реализовала 361 машину (–9,5%), замкнув топ-5. Белорусский «МАЗ» упал вдвое до 198 ед. Самый же высший прирост показал стартап «СимАЗ» с ростом в 25,3 раза (!) до 101 ед. автобусов малого класса. Из иномарок лучшей (и 2-й на рынке по динамике продаж) стал белорусский «Неман» с ростом в 4,4 раза до 44 ед. Бестселлером рынка среди моделей в августе 2019 года стала серия малых автобусов «ПАЗ-3204». Внутри нее все большую долю занимает новое поколение NEXT, постепенно вытесняющее прежние поколения 3203–32412 и «Вектор» (343 ед., +91,6% – 3-я динамика на рынке). Ветеран «ПАЗ-3205» из-за существенного падения спроса (–25,4%, но тем не менее 10-е место по динамике) переместился на второе место с продажами в 235 ед. Лидером же по динамике остается малый автобус «ГАЗель NEXT D» (рост в 6,9 раза до 172 ед. и 3-е место на рынке). Второе место по динамике роста продаж продемонстрировал 12-метровый городской «НефАЗ-5299» (рост в 2,6 раза до 122 ед. – 4-е место по продажам), а 4-е – междугородный лайнер Yutong 6119 (+48%, до 37 ед. – 8-место на рынке). Топ-5 по динамике и продажам замкнул среднеразмерный служебный «ПАЗ-4234» (+42% до 98 ед.). За январь-август самой популярной моделью автобуса остался «ПАЗ-3205» (2357 ед. (+4,5%), а наибольший прирост показала его полноприводная версия «ПАЗ-3206» – в 4,9 раза, но лишь до 230 ед. фактически. Вторым по динамике стал «НефАЗ-5299» (+60% до 765 ед. – 3-е место на рынке), а третим – «ПАЗ-4234» (+42,9% до 730 ед. – 4-е место на рынке). Четвертым по динамике стал большой городской низкопольник «ЛиАЗ-5292» с +29,3% (до 437 ед. – 5-е место на рынке), а показавший второе место по продажам «ПАЗ-3204» (1543 ед.) по динамике (+22,5%) оказался лишь 6-м. Топ-5 по динамике замкнул особо большой сочлененный ЛиАЗ-6213 («гармошка») с +26,1% (до 280 ед.) Интересно, что худшей по динамике в топ-10 моделью за 8 месяцев остается «ГАЗель NEXT D» (–23,5% до 517 ед.). В Москве, по данным «Автостат Инфо», в августе 2019-го рынок значительно оживился – было реализовано в 4 раза больше автобусов (209 ед.), чем годом ранее. В их числе – 117 ед. низкопольных дизельных «НефАЗ-5299» (рост в 19,5 раз), а также 29 ед. больших городских (дизельных и газомоторных) низкопольных автобусов «ЛиАЗ-5292» (0 ед. за аналогичный период 2018-го), 16 ед. мидибусов ЛиАЗ-4292 «Курсор» (0 ед. в 2018-м), 13 ед. ПАЗ-3204 (+8,3%) и 9 ед. ПАЗ-4234 (+28,6%). В январе-августе столичный рынок также неплохо рос – до 1414 ед. (+48,5%) в числе которых 455 ед. «НефАЗ-5299» (рост в 59,6 раза), 279 ед. «ЛиАЗ-6213» (+25,7%), 163 ед. «ПАЗ-3204» (рост в 2,9 раза) и 158 ед. «ЛиАЗ-5292» (–45,1%). Такие большие партии автобусов «НефАЗ», поступающих в 2019 году именно в столицу, говорят, о том, что данная марка смогла пробить многолетнюю монополию «ЛиАЗа»на московском рынке (надо также учесть и ее успехи в поставках в Москву электробусов). Обзор рынка BUS LARGE / Регистрации новых / Август 2019 г. / Россия