Объем площадей столичных ТЦ достиг докризисных уровней

Строительство торговых центров (ТЦ) в столице набрало докризисный темп. За девять месяцев года в Москве появилось 150 тысяч квадратных метров новых торговых площадей. А в прошлом, за этот же период — ни одного. Осилит ли арендаторский спрос оживившееся девелоперское предложение — вопрос. Некоторые аналитики прогнозируют, что почти 40 процентов площадей в новых торговых центрах останутся пустовать. Тем более что до конца года их в Москве станет вдвое больше — уже 350 тысяч «квадратов». Экономисты пугают, что такие просторы некому будет «осваивать», что спрос арендаторов на места в торговых центрах снижается, и апеллируют цифрой 0,7 процента. Вряд ли ее можно назвать критической. И даже при наметившейся тенденции к обострившейся осторожности арендаторов, по словам руководителя Департамента торговли и услуг Москвы Алексея Немерюка, доля незанятых площадей в столичных ТЦ к концу года не выйдет за пределы допустимого показателя в 6–7 процентов. Это значит, что «пустостоев» в столице не будет, ведь покупательский спрос на услуги ТЦ, в отличие от спроса арендаторского, стабилен. Как сказал «ВМ» эксперт Международного финансового центра Гайдар Гасанов, торговые центры — это неофициальное место притяжения сообщества. — Сегодня покупатели «привязаны» не только к универмагам, но и к ресторанам, барам, центрам развлечений, кинотеатрам и фитнес-клубам, которые там есть, — подчеркнул Гасанов. — Эта огромная бизнес-индустрия способна генерировать гигантские потоки денег. Именно поэтому модные «тематические» магазины, считают эксперты, хоть и становятся популярными все больше и больше, не с состоянии составить серьезную конкуренцию торговым гигантам. — Эволюционный тренд развития торговых площадей от отдельных магазинов, через торговые центры, к торгово-развлекательным центрам, а в будущем, возможно, и к развлекательно-торговым центрам остановить невозможно. Это не значит, что тематические магазины «у дома» априори убыточная история, нет, как показывает практика, есть много успешных примеров, но масштабировать такой бизнес точно не получится, — пояснил шеф-аналитик группы компаний TeleTrade Петр Пушкарев. — При нынешних доходах люди все больше склоняются к сверхрациональной потребительской модели. Онлайн-торговля шагает по планете. Поэтому со временем ходить в торговые центры люди чаще будут именно с развлекательной и досуговой целью. Сегодня в Москве работают 600 торговых центров, более 200 из них — крупные. При этом город не перенасыщен торговыми площадями. Фора еще есть. Притом что из общего количества построенных в стране в этом году ТЦ 47,5 процента приходится на столицу, обеспеченность москвичей торговыми площадями сегодня составляет 489 квадратных метров на человека. А, например, в Екатеринбурге, Краснодаре и других городах России она равна 500 «квадратам» на «душу населения». — Популярность торговых центров определяет историческая инерционность: с конца 1990-х наша страна за полтора-два десятилетия проскакала путь развития торговых центров, на который в США ушло 35–45 лет, — рассуждает шеф-аналитик группы компаний TeleTrade Петр Пушкарев. — Кроме того, доля торговли за последние двадцать лет существенно возросла. Отставание же Москвы в насыщенности торговыми центрами нужно оценивать через соотношение их количества и населения. Отставание может быть связано с миграционным притоком и расширением территории Москвы. Читайте также: Столичный Росреестр отметил снижение числа ипотечных сделок в сентябре

Объем площадей столичных ТЦ достиг докризисных уровней
© Вечерняя Москва
промо изображение