Апартаменты: самим жить или деньги вложить? 

Апартаменты: самим жить или деньги вложить?
Фото: Бюллетень Недвижимости
Стоит ли выбирать для инвестиций апартаменты? В чем плюсы и минусы этого типа недвижимости? От чего зависит их доходность и как ее просчитать?
На эти и другие вопросы ответили на открытых консультациях BN.ru приглашенные эксперты: менеджер отдела коммерческой недвижимости «Риэлт Групп» Екатерина Аршинова, заместитель директора центра инвестиций в недвижимость АН «Бекар» Яна Васильева и менеджер по развитию проекта Status by Salut! . Мероприятия прошли в рамках Ярмарки недвижимости с 1 по 3 ноября.
"Темная лошадка"
Апартаменты — все еще не слишком понятный обычным покупателям сегмент недвижимости. Его даже прозвали «темной лошадкой». Поэтому эксперты начали с разъяснений, что такое апартаменты и откуда они появились.
"Апартаменты как формат недвижимости появились по объективным причинам. На фоне сформировавшегося в городе земельного дефицита существовали территории, на которых строить жилье невозможно. Но эти места были довольно привлекательными, например, центр города. Апартаменты сумели обойти определенные строительные запреты, действующие для жилых помещений", — сообщила Светлана Кузьменко.
В девелоперском бизнесе Европы и Америки такой сегмент занимает немалую долю, в России же он только развивается. Возможно, поэтому в правовом поле сложилась ситуация, что словом «апартаменты» называют объекты, которые заметно отличаются друг от друга. Общее у них одно — это нежилые помещения, которые предназначены для проживания людей.
В России мода на апартаменты пришла, как водится, из Москвы. В Санкт-Петербурге первооткрывателем сегмента стала ГК «Пионер», построившая комплекс Ye’s на Хошимина. Идея апарт-отеля появилась из-за… технической проблемы. Один из корпусов запроектированного здания не обладал достаточной инсоляцией. А для апартаментов этот критерий был не важен. Поэтому застройщик решил сделать что-то среднее между отелем и жилым домом.
Маркетинговый ход оказался удачным, этот опыт переняли другие застройщики. Например, «Союз Инвест Девелопмент», который построил МФК «Салют», компания «Монолит», реализовавшая МФК Wings. Сейчас в Северной столице существует порядка 55 проектов апартаментов. По данным БН, за последний год предложение в этом сегменте выросло почти на треть.
Живи или копи
В зависимости от назначения апартаменты классифицируют на несколько групп: для жизни, сервисные и инвестиционные.
Апартаменты, в которых можно жить, обычно строят на земельном участке с назначением под гостиницу. Такая недвижимость зачастую дешевле, чем обычное жилье. Нередко его покупают родители для подросших детей. К этому типу относится и так называемое псевдожилье. В отличие от большинства апартаментов, такие помещения продают без отделки и без мебели. Пример — комплекс Neopark у Пулковского парка.
"В сервисных апарт-отелях (как упоминавшийся Ye’s) часть собственников проживают сами, часть — сдают свои юниты самостоятельно, а часть — передают их управляющей компании и получают доход, — прокомментировала Яна Васильева. — Инвестиционный тип — это кондоотель, особый формат, объединяющий характеристики отеля и кондоминиума. Он отличается множеством собственников — их сотни, а то и тысячи. В таких отелях люди не проживают: они купили готовый бизнес и получают доход с помощью УК".
Екатерина Аршинова к этому перечню добавила рекреационные апарт-отели. Это премиальные объекты в курортных локациях. Например, «Русские сезоны» от девелопера RBI (Сестрорецк).
Апарты vs квартира
Многих посетителей консультационного пункта интересовало, что предпочтительнее купить: апартаменты или квартиру. Этот вопрос — многоплановый. Чтобы на него ответить, экспертам пришлось сравнить целый ряд параметров: стоимость, возможность регистрации, потенциальную доходность, затраты на содержание.
По данным Светланы Кузьменко, до недавнего времени апарты стоили дешевле обычного жилья процентов на 20. Это объясняется прежде всего тем, что при возведении коммерческих объектов девелоперы не обязаны строить инфраструктуру. Сейчас динамика цен меняется: стоимость апартаментов сравнялась с ценой обычного жилья, а порой и превышает ее. Возможно, это связано с масштабной рекламной кампанией апартаментов.