Логистический рынок России ждёт спад
В РФ сейчас прослеживается негативный тренд как по объёмам перевозок грузов всеми видами транспорта, так и по сокращению доли вакантных складских площадей. В следующем году позитивных изменений в этих важных для логистического рынка секторах эксперты не ожидают. На протяжении 2019 года коммерческие перевозки грузов всеми видами транспорта ежемесячно демонстрируют отрицательную динамику. Так, по данным Росстата, в сентябре было перевезено 252,5 млн тонн грузов, что на 5,4% меньше, чем за аналогичный месяц прошлого года. В частности, значительно сократились грузоперевозки морским транспортом, внутренним водным и воздушным. Динамика двух, традиционно наиболее значимых по объёмам перевозимых грузов, видов транспорта — железнодорожного и автомобильного — показывают не столь однозначную динамику. По оценке исследовательского агентства M. A. Research, в этом году стоимостный объём рынка коммерческих автомобильных грузоперевозок может достичь 872 млрд рублей, что ознаменует рост по сравнению с прошлым годом на 5,5%. Впрочем, такая, на первый взгляд, неплохая динамика всё же ниже, чем годом ранее, когда стоимостный объём рынка увеличился на 6,8%. Меньше грузов на авто На замедление темпов роста рынка автомобильных грузоперевозок, по мнению аналитиков, влияет снижение объёмов перевезённых грузов на фоне стагнации промышленного производства и строительства, а также сокращения реальных доходов населения. Рост стоимостного объёма рынка по итогам года в пределах 5–6% будет обеспечен прежде всего за счёт увеличения дальности автоперевозок при минимальном повышении средней доходной ставки, — уверены в M. A. Research. При этом негативную динамику вносит рынок международных автомобильных грузоперевозок, который продолжает медленно сокращаться, отмечает генеральный директор автотранспортного предприятия TELS CARGO Андрей Абрагимович. {{expert-quote-143}} Author: Андрей Абрагимович [генеральный директор автотранспортного предприятия TELS CARGO] Согласно данным Eurostat, за первое полугодие по сравнению с аналогичным периодом 2018 года почти на 3% снизились перевозки грузов из Евросоюза в РФ, темпы роста в экспортном направлении уменьшились вдвое по сравнению с 2018 годом — до 6%. Одновременно с этим у малых и средних компаний, неспособных предоставить достаточный уровень сервиса и технологий, постепенно сокращается доля рынка. Усиление законодательных требований к качеству техники и режиму труда и отдыха водителей, как в Евросоюзе, так и в России, играет на пользу крупным транспортным компаниям. На рынке идут закономерные процессы увеличения доли крупных перевозчиков в общем объёме международных логистических услуг, — сказал Абрагимович. Операторы укрупняются По словам директора по развитию бизнеса FM Logistic Владимира Серебрякова, заметная экономическая стагнация и непростое положение потребительского сектора экономики стали основными факторами, определившими развитие логистического рынка в уходящем году. {{expert-quote-144}} Author: Владимир Серебряков [директор по развитию бизнеса FM Logistic] Отсутствие роста объёмов и обострившаяся конкуренция выдвинули на первый план задачи по сокращению затрат, повышению эффективности и использованию потенциала синергии. Эти задачи стимулировали внедрение продвинутых технологических решений и дали дополнительный толчок консолидации отрасли, укрупнению основных игроков, в том числе за счёт поглощения менее успешных конкурентов. Замеченное экспертами увеличение доли крупных компаний обусловлено целым рядом факторов. Например, у 3PL-провайдеров больше вариантов для решения проблем сезонного дефицита провозных возможностей из-за ежегодного сокращения квот разрешений на международные автомобильные перевозки в/из стран Евросоюза, отмечает управляющий директор по экспедированию ГК TELS Ольга Новик. Кроме того, по её словам, развитие сегмента 3PL-логистики поддерживается и за счёт усложнения процесса импорта товаров (маркировка в соответствии с требованиями ЕАЭС), что можно решить в процессе доставки. {{expert-quote-145}} Author: Ольга Новик [управляющий директор по экспедированию ГК TELS] Импортно-экспортные грузопотоки всё больше концентрируются в руках крупных игроков рынка, которые проводят комплексные закупки логистических услуг. Складов в обрез Для логистического рынка, в особенности для операторов, предлагающих полный комплекс услуг, важным аспектом является также ситуация со складской недвижимостью. В этом году на крупнейшем рынке складской недвижимости в Московском регионе вместе с ростом объёмов нового строительства фиксируется и повышенный спрос, который выражается в рекордных объёмах сделок за последние десять лет. В результате, по данным консалтинговой компании Knight Frank, доля вакантных площадей продолжает сокращаться. Она снизилась с начала года на 1,4 процентных пункта и по итогам III квартала 2019 года составила 2,8%, что в абсолютном выражении эквивалентно 430 тыс. кв. м. До конца 2019 года доля вакантных площадей продолжит снижаться и, по оценкам компании Knight Frank, составит 2,5%, — говорится в подготовленном компанией обзоре рынка. Наибольший объём свободных площадей по итогам III квартала этого года зафиксирован на юго-западе Московского региона (около 114 тыс. кв. м), на западе (около 65 тыс. кв. м) и на севере (около 58 тыс. кв. м). На северо-востоке отсутствует предложение свободных качественных складских площадей, отмечают аналитики Knight Frank. Не радуют и арендные ставки, возрастающие на протяжении всего года. Согласно данным Knight Frank, за девять месяцев средневзвешенная запрашиваемая ставка аренды выросла до 3,8 тыс. рублей за 1 кв. м в год (без учёта НДС, операционных расходов и коммунальных платежей). {{expert-quote-146}} Author: Константин Бондаренко [заместитель генерального директора компании BMJ-logistics] Несмотря на то что объём введения новых складских площадей уже превышает аналогичные показатели прошлого года, свободные площади продолжают стремительно сокращаться. Это происходит на фоне высокого спроса, который будет и в дальнейшем провоцировать неминуемый рост арендных ставок. По его мнению, динамика повышения арендных ставок будет продолжаться и в 2020 году, что связано не только с возрастающим спросом, но и со значительно возросшей стоимостью самого строительства. Смутное будущее В этом году существенного увеличения объёма логистического рынка не ожидается, считает директор российского представительства группы компаний AsstrA Татьяна Гончаренко. По её словам, сейчас наблюдается прирост не более 3–5% к уровню прошлого года. {{expert-quote-147}} Author: Татьяна Гончаренко [директор российского представительства группы компаний AsstrA] Рост мировой экономики в целом замедляется, поэтому каких-то прорывных показателей никто и не ожидал. Доля импорта падает уже на протяжении двух последних лет, неопределённость вокруг Brexit и другие факторы не дают предпосылок для улучшения общей картины. Если лёгкий спад этого года не вызывает серьёзного волнения на рынке, то перспектива 2020 года видится экспертам гораздо мрачнее. Существенное замедление темпов роста рынка грузовых автоперевозок (до 3,4%) можно ожидать в 2020 году, что станет следствием ухудшения общеэкономической ситуации в стране и нарастания кризисных явлений, — прогнозируют эксперты M. A. Research. На рынке международной логистики не ожидают существенных перемен в лучшую сторону в 2020 году и в ГК TELS. Скорее всего, продолжится политика национального протекционизма и торговые конфликты, что будет сдерживать рост мировой и российской экономик, — говорит Ольга Новик. Однако, по её мнению, сохранятся факторы, благоприятно влияющие на развитие рынка 3PL-логистики в международном сегменте. В частности, в ближайшие годы будет расширен перечень товаров с обязательной маркировкой по стандартам ЕАЭС, ожидается дальнейший рост торговли с Китаем и другими странами Юго-Восточной Азии, а также развитие торгово-экономического сотрудничества со странами Ближнего Востока и Африки. На рынке складской недвижимости в Московском регионе в будущем году Knight Frank ожидают невысокие объёмы нового строительства, а доля вакантных площадей «будет иметь минимальные значения». Текущий прогресс российского логистического рынка можно оценить по рейтингу Всемирного банка (составляется каждые два года), согласно которому по уровню логистического развития Россия занимает 75-е место среди 160 участников. В предыдущем рейтинге у нашей страны было лишь 99-е место. Основу рейтинга составляет индекс эффективности логистики (Logistics Performance Index, LPI), который отражает работу таможенных органов, состояние инфраструктуры, качество логистического обслуживания, скорость и стоимость доставки, наличие задержек при транспортировке и возможность отслеживать грузы. Сейчас индекс LPI России оценивается в 2,76 (тогда как предыдущий не превысил 2,57). Для сравнения: лидеры рейтинга — Германия, Швеция и Бельгия — имеют сейчас индекс LPI 4,2, 4,05 и 4,04 соответственно.