За ростом цен на бензин последует компенсация нефтепереработчикам

Российские автомобилисты не могли не заметить повышения цены на бензин — производители подняли её в октябре текущего года в среднем по стране на 0,4%. При этом характерен разброс в значениях по регионам. Воспринимать ли данные колебания как штатную ситуацию и какие рыночные факторы могут лежать в их основе, — в материале News.ru. Росстат, приводя подобные данные, уточняет — увеличение зафиксировано в сопоставлении с предыдущим месяцем, хотя номинально в годовом сравнении цены, устанавливаемые производителями бензина, даже снизились — на 13,6%. Тем не менее, рост цен уже отразился в статистических сводках. Определить корреляцию уровня социально-экономического региона, — включая в первую очередь ВВП субъекта и уровень среднерегиональной зарплаты, — с происходящим удорожанием невозможно. Цены на топливо подняли словно по житейскому принципу «кто где смел, тот там и сел». В Республике Башкортостан показатель составил чуть больше, чем в Москве и Санкт-Петербурге, — всего 0,3%. В Пермском крае, входящем в тот же, заметим, Уральский регион, — на 3%. Так или иначе, рост потребительских цен на бензин произошёл в 28 субъектах России. В Ингушетии и Брянской области увеличение составило 0,9%. В Смоленской и Орловской областях — на 0,7% и 0,6% соответственно. В Москве и Санкт-Петербурге реализующие бензин компании фактически не нарушили прежнюю ровную картину по ценам на него, подняв их почти незаметно и примерно одинаково: в столице топливо стало дороже на 0,3%, в городе на Неве — на 0,2%. Понятно, что колебания на розничном рынке не могу возникать из ниоткуда. А потому резонно рассматривать их в причинно-следственной связи с падением прибыльности продажи бензина на АЗС. С января текущего года она снизилась в 10 раз, — едва ли не до нулевой отметки. Констатируя это, Российский топливный союз (в который входят независимые сети заправочных станций) склонен квалифицировать положение как критическое. В то же время сообщество надеется, что ещё можно будет избежать массового банкротства АЗС. Кстати, ещё в мае текущего года журнал «Биржевой товарный рынок России» писал, что чистая маржа продажи бензина на автозаправочных станциях и нефтебазах сползла до околонулевых значений, — делая вывод, что быстро преодолеть эту тенденцию не удастся. Тем временем, Минэнерго РФ уверяет, что цены на бензин в наступающем году будут приемлемыми. Как считают специалисты ведомства, федеральное правительство нашло эффективный способ, оно способно сдерживать взвинчивание цен на АЗС. В качестве доказательства энергетическое ведомство приводит факт: за 11 месяцев 2019 года розничная цена на бензин Аи-92 выросла менее чем на 1%, а на Аи-95 и Аи-98 — чуть больше чем на 1%. Этот «хитрый» способ — ввод демпфирующего механизма, компенсирующего потери нефтепереработчикам от взлётов котировок барреля нефти. Объём компенсации увязан с разницей между средней экспортной ценой на нефть и стоимостью топлива на внутреннем рынке. Механизм предстаёт фактически как часть обратного акциза и предполагает перечисления из бюджета компенсации. Таким образом, в правительстве через эту компенсацию намерены смягчить нефтяникам нежелательные последствия от возможных скачков. В Минэнерго также придерживаются прогноза, что цены на АЗС если и будут расти в новом году, то будут идти вровень с инфляцией (4%). Ведущий эксперт Института современного развития Никита Масленников рекомендует посмотреть на структуру топливного рынка там, где был замечен рост цен. По мнению собеседника News.ru, важно учитывать, кто конкретно является рыночным игроком на заправочных станциях в регионах. Если это мелкие операторы, не аффилированные с крупными федеральными компаниями, а работающие на местных рынках, то эксперт не исключил ценовых подскоков. Показательна, обращает внимание экономист, география подобных колебаний рынка бензина: Пермь, где рост произошёл на 3%, ряд республик Северного Кавказа. В Москве и Санкт-Петербурге рост не более 0,5%. Иначе говоря, фактор периферии даёт о себе знать, — тем более там, где в непосредственной близости работает Федеральная антимонопольная служба или её столичное управление, АЗС стараются всё же вести себя осторожней в плане взвинчивания цен. Опыт показывает, что на местах чаще возникают и подчас необоснованный рост цен, и ценовые сговоры. {{expert-quote-258}}

За ростом цен на бензин последует компенсация нефтепереработчикам
© News.ru